резолютивная часть решения объявлена 31.03.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: -
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью ТД "Д" (далее - Заявителя) -., Муниципального казенного учреждения культуры "Дворец культуры имени К. Кулиева" г. Тырныауз (далее -Заказчика) рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304300063323000003 на услуги по оказанию строительного контроля при выполнении капитального ремонта здания МКУК "Дворец культуры им.К.Кулиева" г.Тырныауза (далее - Конкурс, Закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчик нарушил положения Закона о контрактной системе при определении подрядчика по итогам Конкурса.
Рассмотрев довод Заявителя, указанный в жалобе, письменные пояснения Заказчика, а также изучив материалы жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.02.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении Конкурса.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно извещению, Заказчиком установлены требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ч.2 ст. 52, и иными нормами Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом. Подтверждением соответствия вышеуказанным требованиям является предоставление сведений из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (в соответствии с ч.2 ст. 52, и иными нормами ГрК РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом). Сведения из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах должны содержать информацию об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. Сведения из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах должны содержать информацию об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Уровни ответственности члена СРО должны соответствовать цене контракта, предложенной участником закупки или начальной (максимальной) цене контракта (при отсутствии предложений о цене контракта). Совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого, таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 54 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В соответствии с частью 6 статьи 55.3 ГрК РФ требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:
1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 ГрК РФ, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Протоколом подведения итогов от 22.03.2023 г. победителем Конкурса признано общество с ограниченной ответственностью "ПМЗ ЭКСПО" (далее -Победитель).
Согласно доводу Заявителя, у Победителя отсутствует соответствующий уровень ответственности, позволяющий заключать договора стоимостью более 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей.
Комиссией установлено, что Победитель является членом СРО Союз "Строители КБР", и имеет первый уровень ответственности, который позволяет заключать договора со стоимостью работ по одному договору строительного подряд не превышающую 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей.
Указанное обстоятельство по мнению Заявителя исключало возможность участия Победителя в Конкурсе и, следовательно, признание заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения.
Однако Заявителем не учтено следующее.
Действующее законодательство не запрещает участие в конкурентных процедурах с уровнем ответственности ниже цены контракта, более того, участник закупки к моменту заключения контракта не лишен возможности приобретения необходимого уровня ответственности. Отсутствие компенсационного фонда у участника закупки в момент подачи заявок и их рассмотрения не имеет принципиального значения, если к моменту заключения договора победитель конкурентной процедуры внес денежные средства в компенсационный фонд и получил право на заключение соответствующего контракта (Постановление Арбитражного суда Северо-Сибирского округа от 13 сентября 2019 г. по делу NА45-33422/2018).
Факт подачи заявки не возлагает на потенциального участника Конкурса обязательств по исполнению контракта, следовательно для участия в Конкурсе заинтересованным лицам достаточно иметь членство в СРО, согласно установленным извещением требованиям.
Как установлено Комиссией, на момент проведения Конкурса Победитель соответствующим компенсационным фондом не обладал, однако являлся членом саморегулируемой организации.
Правовая позиция, согласно которой участник закупки, не обладающий должным уровнем ответственности на момент подачи заявки, вправе увеличить его впоследствии, изложена также в Определении Верховного суда РФ от 21.03.2019 N305-кг18-26008 по делу NА40-27939/2018.
Таким образом действия Заказчика, допустившего его до участия в Конкурсе, не нарушают положения Закона о контрактной системе, следовательно, довод Заявителя не нашел свое подтверждение.
Также Комиссия отмечает, что согласно протокола подведения итогов и пояснений Заказчика, Заявитель с порядковым номером заявки N187 по результатам оценки заявок участников Конкурса занял 4 место.
При этом участники закупки с порядковыми номерами N113 и N188 занявшие второе и третье место соответственно являются членами СРО и имеют второй и третий уровень ответственности соответственно.
Следовательно, права Заявителя не могут быть затронуты в связи с признанием заявки N124 Победителем Конкурса, так как Заявитель не мог претендовать на право заключения контракта, при условии отклонения заявки Победителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 апреля 2023 г. N 007/06/42-276/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023