резолютивная часть решения объявлена 04.04.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "Х" (далее - Заявитель) действующих на основании доверенностей, Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) действующего на основании доверенности, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР (далее - Уполномоченный орган) действующего на основании доверенности,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104200002123000018 "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта "Общеобразовательная школа на 150 мест в с. Терскол" (далее - Конкурс, Закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
25.02.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0104200002123000018 "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта "Общеобразовательная школа на 150 мест в с. Терскол" с начальной (максимальной) ценой контракта 155 258 789,00 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Согласно доводу жалобы Заявителя, комиссией Уполномоченного органа незаконно отклонена заявка на участие в Конкурсе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные подпунктом "м" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2023 NИЭОК1 Заявителя отклонена на основании: "Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с Извещением Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 (далее - Дополнительное требование), а также требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки Дополнительному требованию, предусмотренному позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
Указанное дополнительное требование подразумевает под собой следующее:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, Предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В рассматриваемом случае начальная максимальная цена контракта составляет 155 258 789,00 следовательно, к участникам закупки предъявляются требования о наличии опыта исполнения контракта не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, что составляет в рассматриваемом случае 62 103 515,6 руб.
При этом Заявителем в составе заявки не представлено документов и сведений, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N2571.
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки были представлены следующие договоры:
N п/п |
Номер и дата заключения контракта (договора) |
Наименование предмета контракта (договора) |
Цена контракта (договора) |
1 |
Договор генерального подряда N 1-ЛВ- 48-8 от 12.07.2017 |
Строительно-монтажные работы на Объекте капитального строительства: "5-ти секционный 12-12-14-14-14-ти этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями корпус N48-8 (позиция по ППТ) с наружными инженерными сетями расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Свердловский, мкжз "Лукино-Варино" |
156 300 000.00 |
2 |
Договор генерального подряда N 2-ЛВ- 48-8 от 15.11.2017 |
Строительно-монтажные работы на Объекте капитального строительства: "5-ти секционный 12-12-14-14-14-ти этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями корпус N48-8 (позиция по ППТ) с наружными инженерными сетями расположенный по адресу: Московская область. Щелковский район, пос. Свердловский, мкжз "Лукино-Варино" |
595 000 000.00 |
3 |
Договор генерального подрядах" 1-ЛВ/9 от 15.01.2018 |
Строительно-монтажные работы на Объекте капитального строительства: "4- секционный 16-14-этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями корп. N9 (позиция по ППТ) с наружными инженерными сетями, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Лосино- Пезровский. рабочий поселок Свердловский, улица Строителей, дом N 9 |
198 650 000.00 |
4 |
Договор генерального подряда N 2-ЛВ/9 от 14.01.2019 |
Строительно-монтажные работы на Объекте капитального строительства: "4- секционный 16-14-этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями корп. N9 (позиция ио ППТ) с наружными инженерными сетями, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Лосино- Петровский. рабочий поселок Свердловский, улица Строителей, дом N 9 |
415 000 000.00 |
5 |
Договор генерального подряда N З-ЛВ/9 от 01.03.2019 |
Строительно-монтажные работы на Объекте капитального строительства: "4- секциоиный 16-14-этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями корп. N9 (позиция по ППТ) с наружными инженерными сетями, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Лосино- Петровский. рабочий поселок Свердловский, улица Строителей, дом N 9 |
246 913 000.00 |
6 |
Договор генерального подряда N 4-ЛВ/9 от 04.03.2019 |
Строительно-монтажные работы на Объекте капитального строительства: "4- секционный 16-14-этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями корп. N9 (позиция по ППТ) с наружными инженерными сетями, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Лосино- Петровский. рабочий поселок Свердловский, улица Строителей, дом N 9 |
156 850 000,00 |
7 |
Договор 10/02/18 от 10.02.2018 г. |
Работы по строительству объекта - 17-19-22-25 этажный 6-ти блоксскционный жилой дом корп.31 со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями первого этажа общественного назначения: детской поликлиникой на 100 посещений в смену, офисными помещениями |
448 51 1 864.45 |
8 |
Договор генерального подряда N 1-ЛВ- 7-47 от 10.05.2018 |
Строительно-монтажные работы на Объекте капитального строительства: "4- секционный 14-этажный жилой дом со встроенными помещениями корп. N 7-47 (позиция по ППТ) с наружными сетями по адресу: Московская область. | Щелковский район, пос. Свердловский, МКЖЗ "Лукино-Варино" |
1 679 223 728.82 |
Всего было представлено 8 исполненных договоров на общую сумму 3 896 448 593,27 руб.
Уполномоченным органом, представлены письменные пояснения, согласно которым по информации из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с сайта ФНС России ООО "Х" относится к категории "микропредприятие" с 01.08.2016 г.
В силу требований ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к таким субъектам должны выполняться в том числе, следующие условия:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять - до пятнадцати человек;
- предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства- микропредприятия должно составлять - 120 млн. рублей.
Таким образом, в случае если ООО "Х" относится к категории "микропредприятие" то общество не могло иметь доходы свыше 120 млн. руб. ежегодно.
Однако, цена договоров приложенных с составе заявки Заявителя превышает предельные значения дохода в 3-4 раза, т.е. сведения о таких доходах не декларировались и не фиксировались.
Таким образом комиссия Уполномоченного органа пришла к выводу что факт статуса "Микропредприятие" ООО "Х" подтверждаемого выпиской из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с сайта ФНС России, указывает что в период с 2018 года по 2021год (период исполнения договоров, представленных в составе заявки Заявителя), общество не могло выполнить работы на общую сумму 3 896 448 593,27 руб.
Также Уполномоченным органом отмечено, что согласно информации с общедоступных сайтов, финансовая (бухгалтерская) отчетность Заявителя за 2018-2021 годы показывает что выручка за указанный период составляла: 23 млн. руб. в 2018 году; 34 млн. руб. в 2019 году; 24 млн. руб. в 2020году и 116 млн. руб. в 2021году. т.е. за весь период с 2018 года по 2021 год, общая выручка за четыре года 197 млн. руб., при этом согласно представленных договоров выручка за указанный период должна была составлять более 3 000 000 000 рублей.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что представленные Заявителем в составе Заявки договоры имеют признаки фальсификации, в связи чем не могли быть расценены комиссией Уполномоченного органа в качестве наличия опыта, подтверждающего соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N2571.
Правовая позиция, согласно которой договоры имеющие признаки фиктивных, не могут быть учтены при проведении электронного конкурса, подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.09.2022 N Ф08-8780/2022 по делу NА15-280/2022.
Учитывая изложенное, Комиссия полагает целесообразным направить соответствующие материалы в отношении ООО "Х" в правоохранительные органы в порядке, предусмотренном статьями 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 6 апреля 2023 г. N 007/06/48-277/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023