резолютивная часть решения объявлена 03.04.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в присутствии представителя Заявителя представителя Заказчика, Оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме N0104300011523000002 "Выполнение кадастровых работ" (далее - Конкурс, Закупка), руководствуясь ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно жалобе, установление требования о наличии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах, но имеют на это право.
Рассмотрев доводы Заявителя, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В единой информационной системе в сфере закупок 22 марта 2023 года было размещено извещение N0104300011523000002 "Выполнение кадастровых работ" с начальной (максимальной) ценой контракта - 4 054 600,00 рублей,
Довод о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Комиссией признается необоснованным в силу следующего.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации (преамбула), определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2).
С учетом такого значения сведений, составляющих государственную тайну, Закон Российской Федерации "О государственной тайне" предусматривает в статье 6, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности (часть вторая), а обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан (часть четвертая).
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется, если при выполнении работ такие сведения передаются заказчиком работ в объеме, необходимом для исполнения обязательств.
При этом, факт передачи заказчиком сведений, составляющих государственную тайну, имеет существенное значение для установления факта необходимости наличия у организации лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с учетом абзаца 1 статьи 17 Закона о государственной тайне.
Извещением установлено требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке, согласно которому для участия в закупке требуется действующая лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами, в соответствии со ст.27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30.11.1995 N1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (степень секретности разрешенных к использованию сведений "секретно")".
Согласно ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Комплексные кадастровые работы выполняются кадастровым инженером (ст.42.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Ст.42.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
В приложении N 1 к Извещению "Описание объекта закупки - Техническое задание" установлено:
6.1.3. В рамках исполнения указанных мероприятий Исполнитель также обязан:
обследовать пункты исходной геодезической основы и выполнить геодезические работы по сгущению съемочного обоснования;
выполнить цифровую аэрофотосъемку (ЦАФС) местности на территорию всех кадастровых кварталов, в границах которых проводятся комплексные кадастровые работы. На основе материалов ЦАФС создаются цифровые ортофотопланы (ЦОФП) в масштабе 1:500 с погрешностью в плане (СКО) не более 10 см. ЦОФП должны быть подготовлены по результатам обработки материалов аэрофотосъемки, выполненной с использованием летательных аппаратов самолётного типа (далее -БПЛА), внесённых в реестр Росавиации, а также иметь обязательное страхование гражданской ответственности летательного аппарата. Снимки ЦОФП должны быть уравнены геометрически между собой. Координирование точек произвести с использованием двухчастотных спутниковых приемников и сервисов сети базовых станций в статическом режиме с привязкой к пунктам ГГС на территории работ, высоту точек определить также спутниковым методом. Перекрытия снимков: Продольное Рх =65% или более, Поперечное Ру =50% или более. Угол наклона снимка не более 15 гр., угол разворота в пределах допусков. При выполнении ЦАФС определять координаты и высоту центров фотографирования, и угловые элементы ориентирования (крен, тангаж, курс) снимков. Оборудование бортового комплекса БПЛА должно обеспечивать измерение фазы сигнала (обеспечивающими точность определения координат относительно базовых станций не менее 5 см) совместно с инерциальной системой (IMU). Точность координат центров проектирования снимков, уравненных совместно с данными наземных референцных станций, должна быть не менее 7 см в плане и 12 см по высоте относительно пунктов геодезической сети. При выполнении ЦАФС не допускается наличие продольных и поперечных разрывов изображений. ЦОФП не должны иметь дефектов (изображения облаков, производственных дымов и теней от них, блики, ореолы ("глория") и другие), препятствующих выполнению фотограмметрических работ и дешифрированию цифровых аэрофотоснимков. Фотограмметрическая обработка должна производиться с использованием автоматизированных программных комплексов, предназначенных для обработки материалов ЦАФС и получения ЦОФП. Номенклатуру планшетов для МСК 07 принять в соответствии с утверждённой разграфкой на территории КБР (при наличии). ЦОФП передаются без зарамочного оформления, полей и иных элементов, препятствующих объединению мозаики в единое растровое покрытие. Проведение аэрофотосъемки местности предусматривает наличие у Подрядчика лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами.
6.1.4. В результате Исполнитель представляет Заказчику:
- цифровые ортофотопланы масштаба 1:500, результаты цифровой аэрофотосъемки местности в границах кадастровых кварталов;
- сведения об указанных в части 4.1 статьи 42.1 Федерального закона N 221-ФЗ выявленных объектах, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ;
- информацию о выявленных объектах, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, и (или) предусмотренную частью 4 статьи 42.8 Федерального закона N 221;
- информацию о границах фактического использования земельных участков в случае, если сведения о таких границах не могут быть внесены в ЕГРН при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и для указанной цели требуется образование нового земельного участка в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (при наличии таких сведений и (или) информации).
Требования к составу сведений и периодичности обновления ЕЭКО установлены приказом Минэкономразвития России от 28.02.2017 N 853 "Об установлении требований к составу сведений и периодичности обновления единой электронной картографической основы".
Согласно пункту 4 указанных требований к составу сведений и периодичности обновления единой электронной картографической основы, установленных данным приказом N 853, состав сведений ЕЭКО должен обеспечивать возможность представления указанных сведений в электронной форме на территорию населенных пунктов в виде ортофотопланов масштабов 1:2 000 и крупнее.
Согласно параграфу 5.2 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 27.02.2017 N 1с/МО, засекречиванию подлежат сведения, содержащиеся на топокартах, топопланах, фотокартах, ортофотопланах, ортофотопланах масштаба 1:50000 и крупнее в государственных или местных системах координат, в графической, цифровой (электронной) или иных формах представления.
Учитывая, что техническое задание, являющееся неотъемлемой частью проекта муниципального контракта, содержит обязанность исполнителя организовать сбор необходимых для выполнения работы исходных данных, в том числе ортофотопланов с грифом "секретно", с последующим созданием на базе ортофотопланов с грифом "секретно" цифровой картографической основы для разработки генерального плана, исполнитель обязан иметь лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Соответственно, при отсутствии у исполнителя лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, блокируется исполнение контракта, т.к. получение исполнителем основополагающих данных для создания цифровой картографической основы становится невозможным.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 6 апреля 2023 г. N 007/06/42-279/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023