Резолютивная часть решения оглашена 29.03.2023
В полном объеме решение изготовлено 03.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку пробирок вакуумных для ГБУЗ "ГБ N1 г. Миасс" (извещение N 0369300200023000033), при дистанционном участии представителя АО "ББ ГРУП" (далее - заявитель, Общество) Мурашовой Л.В., действующего на основании доверенности N 67/2023 от 27.03.2023,
в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 имени Г.К. Маврицкого г. Миасс" (далее - заказчик), ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 23.03.2023 поступила жалоба АО "ББ ГРУП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку пробирок вакуумных для ГБУЗ "ГБ N1 г. Миасс" (извещение N 0369300200023000033) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 14.03.2023 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 122 950,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 23.03.2023 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в рамках рассматриваемого аукциона сформирован лот с нарушением действующего законодательства о контрактной системе, что привело к невозможности применения предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, и, как следствие, к нарушению национального режима.
ГБУЗ "Городская больница N 1 имени Г.К. Маврицкого г. Миасс" с доводами жалобы не согласилось, представило письменные пояснения, в которых указало, что заказчиком в отношении закупаемых товаров применен код ОКПД2 - 32.50.50.000. На данные товары распространяются ограничения допуска, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102. Информация об установлении данных ограничений содержится в извещении о проведении аукциона.
При формировании закупки заказчик руководствовался, в том числе письмом Минфина России от 12.02.2020 N 24-06-07/9329.
Заслушав пояснения заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания извещения об осуществлении закупки, заказчиком осуществляется закупка пробирок вакуумных для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом (код позиции КТРУ 32.50.50.000-00002365), пробирок вакуумных для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания и разделительным гелем (код позиции КТРУ 32.50.50.000-00001049), пробирок вакуумных для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания (код позиции КТРУ 32.50.50.000-00001464).
В соответствии с описанием объекта закупки заказчиком в отношении закупаемых товаров указан код ОКПД2 32.50.50.000.
Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что код 32.50.50.000 исключен из общероссийского классификатора с 1 января 2021 года (изменение 33/2018 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст).
Как следует из информации, содержащейся в единой информационной системе https://zakupki.gov.ru, товары, указанные в выбранных заказчиком позициях 32.50.50.000-00002365, 32.50.50.000-00001049 каталога, помимо кода ОКПД2 32.50.50.000, исключенного из общероссийского классификатора, имеют коды 32.50.13.190, 32.50.50.190, а также код вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий 293540, 293640 соответственно.
Указанные пробирки включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - перечень) (пункт 147).
Вместе с тем, в извещении о проведении аукциона заказчиком не указана информация об установлении предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки документов, предусмотренных указанным Постановлением.
С учетом изложенного, действия заказчика не соответствуют части 3 статьи 14, пункту 15 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Товары, указанные в выбранной заказчиком позиции 32.50.50.000-00001464 каталога, помимо кода ОКПД2 32.50.50.000, исключенного из общероссийского классификатора, имеют коды 32.50.13.190, 32.50.50.190, а также код вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий 293570.
Указанные пробирки с кодом 32.50.13.190 включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).
Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении аукциона.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Также Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 предусмотрены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Закупаемые заказчиком в рамках настоящего аукциона пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом, пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания и разделительным гелем включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 перечень промышленных товаров, в отношении которых устанавливается соответствующий запрет на допуск, и отсутствуют в перечне N 1 по Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Тогда как, закупаемые заказчиком пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания не включены в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, а содержатся в перечне N 1 по Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Также согласно пункту 2(2) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Таким образом, заказчиком сформирован лот с нарушением пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 12 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, пункта 2(2) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Следует отметить, что указанное обстоятельство привело к невозможности применения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, и, соответственно, к нарушению национального режима.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно материалам дела 16.03.2023 заказчиком в ответ на запрос участника закупки в части необходимости формирования лота с учетом Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, в которых указано, что согласно подпункту "б" пункта 3 постановления N 616 запреты не применяются в том числе при закупках, в которых стоимость одной единицы товара не превышает 100 тыс. руб., а общая стоимость товаров составляет менее 1 млн. руб.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в извещении о проведении аукциона отсутствует информация об установлении запрета по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, равно как и отсутствует обоснование невозможности соблюдения указанного запрета. Указанное обстоятельство свидетельствует об изменении заказчиком сути извещения об осуществлении закупки, что, в свою очередь, не соответствует части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Более того, исключение, предусмотренное подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 для неприменения запрета, не распространяется в отношении закупок товаров, указанных в том числе в пункте 147 перечня (пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, соответствующие кодам вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий - 293640; 293630; 293700; 293780; 293540; 293760; 293480; 293400).
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы АО "ББ ГРУП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку пробирок вакуумных для ГБУЗ "ГБ N1 г. Миасс" (извещение N 0369300200023000033) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 2 части 29 статьи 34, пункта 15 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 12 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, пункта 2(2) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
3. В рамках внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 апреля 2023 г. N 074/06/106-746/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2023