Резолютивная часть решения оглашена 31.03.2023
В полном объеме решение изготовлено 05.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу и обращение ООО "Южурал Химаналит", при участии в дистанционном режиме (после перерыва):
- представителя ОГКУ "Центр экологического мониторинга Челябинской области" Леоновой Т.В., действующего на основании доверенности N 3 от 09.01.2023,
- представителя ОГКУ "Центр экологического мониторинга Челябинской области" Гридиной А.Н., действующего на основании доверенности N 4 от 09.01.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Зубовой Е.С., действующего на основании доверенности N 11 от 04.04.2022,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Пичуговой Т.В., действующего на основании доверенности N 09 от 04.04.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 22.03.2023 поступило обращение ООО "Южурал Химаналит" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание метрологических работ и услуг - поверка метеостанций автоматических WXT 530, модификации WXT536 (извещение N 0869200000223001302) (далее - аукцион).
При этом, 24.03.2023 в антимонопольный орган подана жалоба указанного общества посредством единой информационной системы с доводами, аналогичными указанным в обращении.
Согласно представленным документам 06.03.2023 Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило ОГКУ "Центр экологического мониторинга Челябинской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 367 546, 69 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 17.03.2023.
На момент рассмотрения жалобы и обращения ООО "Южурал Химаналит" контракт не заключен.
В жалобе указано, что аукционная комиссия неправомерно допустила к участию в закупке ООО "СЦ "Ормет", который не имеет области аккредитации, требуемой заказчику, в связи с чем не соответствует извещению о закупке. Кроме того, в рассматриваемой закупке не могут принимать участие коммерческие организации, так как поверку средств измерений, указанных в техническом задании, могут проводить только государственные учреждения в силу требований Постановления Правительства РФ от 20.04.2010 N 250.
Представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии представили письменные пояснения, с доводами жалобы в части действия аукционной комиссии согласились и указали, что ошибочно не оценили область аккредитации ООО "СЦ "Ормет", сведения о которой размещены на официальном сайте Россаккредитации. При этом, представители заказчика возражали против довода жалобы о возможности участия в закупке только государственных учреждений, так как для оказания данных услуг может быть привлечено третье лицо, что предусмотрено техническим заданием.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки н участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
С учетом изложенного, участник закупки в составе заявки должен подтвердить соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предоставив документы, указанные в извещении о закупке.
Согласно извещению о проведении аукциона предметом закупки является оказание метрологических работ и услуг - поверка метеостанций автоматических WXT 530, модификации WXT536.
В требованиях к участнику закупки и к составу заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено условие о предоставлении участником закупки действующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений для выполнения работ и (или) услуг по поверке средств измерений с областью аккредитации, включающей поверку средств измерений, являющихся объектом закупки.
Таким образом, из подхода заказчика к установлению требований к участнику закупки и к составу заявки, определяющим условием является возможность осуществления поверки метеостанций, указанных в описании объекта закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.03.2023 заявка 2 (ООО "СЦ "Ормет") признана аукционной комиссией соответствующей требованиям, установленным в извещении о закупке.
Так в составе заявки общества предоставлен аттестат аккредитации от 15.08.2016 на осуществление деятельности в области обеспечения единств измерений для проведения работ.
При рассмотрении жалобы представители сторон пояснили, что руководствовались как сведениями, представленными в заявке, так и информацией, размещенной в реестре аккредитованных лиц на официальной сайте Росаккредитации, согласно которому указанный аттестат является действующим.
Вместе с тем, в ходе анализа реестра аккредитованных лиц установлено, что в разделе "описание области аккредитации" содержится приложение к аттестату, выданному ООО "СЦ "Ормет", в котором отсутствует тип (группа) средств измерений, соответствующих оборудованию, имеющемуся у заказчика.
Так, в области аккредитации общества указаны следующие типы (группы) средств измерений с указанием областей измерений: весы лабораторные, весы неавтоматического действия, манометры, каналы измерения атмосферного давления, анализаторы хлора, анализаторы влажности, анализаторы растворенного кислорода, сенсоры амперометрические, калибраторы температуры, измерители электрические, амперметры, дымомеры.
При этом, в аттестате, представленном ООО "СЦ "Ормет", указано, что настоящий аттестат является выпиской из реестра аккредитованных лиц, сформированной в автоматическом режиме и удостоверяет аккредитацию на дату ее формирования. Актуальные сведения об области аккредитации и статусе аккредитованного лица размещены в реестре аккредитованных лиц на официальном сайте Росаккредитации по адресу https://fsa.gov.ru.
Таким образом, при рассмотрении заявок аукционная комиссия должна рассматривать и проверять информацию, представленную участником закупки, в объеме тех сведений, которые содержатся в заявке, в связи с чем для надлежащей оценки заявок необходимо принимать во внимание в том числе сведения, содержащиеся в общедоступных и официальных источниках, которые позволят проверить достоверность и полноту представленных участником закупки сведений.
Таким образом, из документов, размещенных на официальном сайте аккредитованных лиц, имеющих право осуществлять поверку средств измерений, следует, что ООО "СЦ "Ормет" не имеет области аккредитации, которая дает ему право осуществлять поверку средств измерений, указанных в техническом задании, в связи с чем действия аукционной комиссии по признанию заявки указанного участника соответствующей требованиям извещения о закупке противоречат подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в требованиях к составу и содержанию заявки в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений) предусмотрено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.
Частью 3 статьи 19 Закона об обеспечении единства измерений аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" закреплено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" предусмотрено, что выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) - это документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями.
Приказом Росаккредитации от 24.09.2019 N 186 утверждены методические рекомендации по описанию области аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего работы и (или) оказывающего услуги по обеспечению единства измерений (далее - Методические рекомендации).
Из Раздела 8 Методических рекомендаций следует, что под областью аккредитации понимаются виды (области) измерений:
- измерения геометрических величин;
- измерения механических величин;
- измерения параметров потока, расхода, уровня, объема веществ;
- измерения давления, вакуумные измерения;
- измерения физико-химического состава и свойств веществ;
- теплофизические и температурные измерения;
- измерения времени и частоты;
- измерения электрических и магнитных величин;
- радиотехнические и радиоэлектронные измерения;
- измерения акустических величин;
- оптико-физические измерения;
- измерения характеристик ионизирующих излучений и ядерных констант.
Более того, в пункте 8.2.2 Методических рекомендаций указано, что для классификации средств измерений по видам (областям) измерений рекомендуется пользоваться документами МИ 2222-92, МИ 2803-2003, а также информацией, содержащейся в свидетельствах об утверждении типа СИ и приведенных в разделе "Утвержденные типы средств измерений" Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
В свою очередь "МИ 2222-92. Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Виды измерений. Классификация" и "Систематический каталог Государственного реестра средств измерений. Рекомендация. МИ 2803-2003" указаны как физические величины для определения видов (областей) измерений, так и перечень рубрик систематического каталога Госреестра СИ, упорядоченный по областям измерений.
При этом, в МИ 2803-2003 тип (группа) средства измерений "Метеостанции и гидрологические посты наблюдения" относятся к коду рубрик средств измерений по областям измерений - 29.4158, который в свою очередь включает код области измерений 29 "измерения расхода, вместимости, уровня, параметров потока" (Приложение А) и к коду рубрик по назначениям средства измерения - 4158, относящийся к коду по области назначения 41 "средства измерений параметров состояния Земли (геодезия, картография, навигация, геологоразведка, гидрометеорология)" (Приложение В).
Таким образом, из анализа указанных документов следует, что для осуществления поверки средств измерений, указанных в техническом задании, требуется аттестат аккредитации, в котором должна быть указана область аккредитации (с учетом области измерения, области назначения (если применимо), типа (группы) средства измерения), соответствующая видам измерений и средствам измерений, указанным в описании объекта закупки.
Как установлено при рассмотрении жалобы в единых требованиях к участникам закупки, а также в требованиях к составу заявки (Приложение N 4 к извещению о закупке) указано условие о предоставлении действующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений для выполнения работ и (или) услуг по поверке средств измерений с областью аккредитации, включающей поверку средств измерений, являющихся объектом закупки.
Согласно таблице N1 "перечень средств измерений, подлежащих поверке" описания объекта закупки следует, что в объем услуг по поверке включены следующие мероприятия:
1) для метеостанции автоматической WXT 530, модификации WXT536, рег. N 65362-16, зав. NN S3820253, S3430101, S3820303, S3820254 по каналам:
- атмосферное давление,
- скорость ветра,
- направление ветра,
- температура атмосферного воздуха,
- относительная влажность атмосферного воздуха
2) для метеостанции автоматической WXT 530, модификации WXT536, рег. N 65362-16, зав. NN S3430104, S3820304, Р4510858 по каналам:
- атмосферное давление,
- скорость ветра,
- направление ветра,
- температура атмосферного воздуха,
- относительная влажность атмосферного воздуха.
Таким образом, в единых требованиях к участникам закупки, а также в требованиях к составу заявки не указана область аккредитации, которая должна находить отражение в аттестате аккредитации с учетом области измерения, области назначения (если применимо), типа (группы) средства измерения, соответствующие описанию объекта закупки, тогда как методическими рекомендациями определена детальная каталогизация областей измерений/назначений в зависимости от типа средств измерений, в том числе для оборудования, имеющегося у заказчика, то есть требования установлены без учета описания объекта закупки, что противоречит пункту 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Доводы заказчика, согласно которым область аккредитации определна путем указания на виды измерений и тип метеостанции, указанные в описании объекта закупки, не могут быть приняты во внимание, так как область аккредитации должна быть определена не в виде указания отсылочных положений к техническому заданию, а в соответствии требованиями действующего законодательства, которые предъявляют требования к областям аккредитации, которые должны находить отражение в аттестате.
Более того, в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии" указано, что настоящее Постановление утверждает перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии (далее - перечень).
В пункте 18 Постановления Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 указано, что к таким средствам относятся средства измерений, применяемые органами государственной власти для исследований (испытаний) и измерений параметров состояния атмосферы.
Приказом Росстандарта от 07.11.2013 N 1304 "Об утверждении перечня типов средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений федеральными бюджетными учреждениями - государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, находящимися в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющими поверку средств измерений по регулируемым ценам" также утвержден перечень типов средств измерений, поверка которых осуществляется только государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, в том числе приборы контроля параметров воздушной среды (п. 51).
Более того, из МИ 2803-2003 тип (группа) средства измерений "Метеостанции и гидрологические посты наблюдения" (4158), включена в код 415 средства измерений метеопараметров состояния атмосферы.
Таким образом, из указанных нормативных правовых актов следует, что метеостанции, имеющиеся у заказчика, с точки зрения типов средств измерений, указанных в Постановлении Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 и в Приказе Росстандарта от 07.11.2013 N 1304, подлежат поверке только государственными учреждениями в области стандартизации, метрологии и испытаний, тогда как данное условие также не нашло отражение в требованиях к участнику закупки и к составу заявки, в нарушение пункта 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Доводы заказчика, согласно которым участник закупки вправе для выполнения метрологических работ привлечь государственные региональные центры, не исключает установление требования к участнику закупки и к составу заявки о необходимости предоставления аттестата аккредитации государственного регионального центра метрологии. При этом, из действующей редакции требований к составу заявки следует, что аттестат аккредитации должны быть непосредственно у участника закупки, что предполагает выполнение работ по поверке средств измерений лично участником закупки, имеющим соответствующий аттестат.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Южурал Химаналит" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 апреля 2023 г. N 074/06/106-753/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023