Резолютивная часть решения оглашена 03.04.2023
В полном объеме решение изготовлено 06.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Сулеймановой О.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение общества с ограниченной ответственностью "Производственный комбинат Виноград" (далее - ООО "Производственный комбинат Виноград", заявитель), при участии в дистанционном режиме:
- представителя Государственного казенного учреждения "Центр организации закупок Челябинской области" Котовой В.И., действующей на основании доверенности от 09.02.2023 N 03,
- представителя Государственного казенного учреждения "Центр организации закупок Челябинской области" Пичуговой Т.В., действующей на основании доверенности от 04.04.2022 N 09,
- представителя Государственного казенного учреждения "Центр организации закупок Челябинской области" Паровик А.А., действующей на основании доверенности от 04.04.2022 N 08,
- представителя Государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Троицкий центр содействия семейного воспитанию" Кавелидзе М.Д., действующего на основании доверенности N 49 от 31.03.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения обращения,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.03.2023 поступила жалоба ООО "Производственный комбинат Виноград" (вх. N 3768ЭП/23, N 3767ЭП/23 от 22.03.2023, N 4178-ЭП/2023 от 29.03.2023) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку хлеба и хлебобулочных изделий (извещение N 0869200000223001507) (далее - аукцион).
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 23.03.2023 N 158-ж/2023 на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведение внеплановой проверки назначено на 03 апреля 2023 года.
Согласно представленным документам Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области", уполномоченное учреждение) 12.03.2023 объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Троицкий центр содействия семейного воспитанию".
Начальная (максимальная) цена контракта - 729 115, 70 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 21.03.2023.
На момент рассмотрения обращения ООО "Производственный комбинат Виноград" контракт не заключен.
В обращении указано, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя, поскольку при ее направлении, указывая в спецификации два вида упаковочного материла, ООО "Производственный комбинат Виноград" намерено осуществлять поставку продукции в обоих форматах упаковки.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения на заседании Комиссии с доводами обращения не согласились и пояснили, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Производственный комбинат Виноград", так как в заявке заявитель по позиции 1 "Хлеб недлительного хранения" позиции 2 "Булочные изделия" в отношении характеристики "Упаковка" оставил союз "или" и указал "Пленка полиэтиленовая или целлофан", что не соответствует требованиям, установленным в Приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению).
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного учреждения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.03.2023 заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 1 признана аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения о закупке, при этом по итогам подачи ценовых предложений указанный участник закупки - индивидуальный предприниматель Ахмадуллин Илья Рамильевич признан победителем закупки.
Согласно извещению о проведении аукциона заказчиком осуществляется закупка на поставку хлеба и хлебобулочных изделий.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки.
Позиции 1-2 описания объекта закупки содержат наименования и показатели, соответствующие по позициям КТРУ 10.71.110-00000004 "Хлеб недлительного хранения" и 10.71.11.120-00000004 "Булочные изделия" согласно Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В описании объекта закупки указана одна из характеристик - "Упаковка", при этом в графе "максимальные и (или) минимальные значения показателей" предусмотрено значение "Пленка полиэтиленовая или целлофан".
Так, в приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, а именно, в разделе 2 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" определен порядок заполнения характеристик из столбца "максимальные и (или) минимальные значения".
В том числе указано, что заявка участника должна содержать информацию в объеме не менее того количества характеристик, которое указано в данном столбце, позволяющую сделать вывод о функциональных, технических и качественных характеристиках предлагаемого к поставке товара и его соответствии требованиям заказчика.
Предложение участника электронного аукциона (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "не менее", "не более", "более", "менее", частицы "не", союза "или". Также в заявке участника закупки не должно содержаться недостоверных сведений о предлагаемых к поставке товарах. Указание недостоверных сведений в отношении товаров или сведений об участнике влечет за собой отклонение заявки участника закупки и самого участника закупки.
Значения, установленные со словом "не менее", являются минимальными значениями, участник закупки указывает конкретное значение характеристики равное или превышающее заявленного заказчиком.
Значения, установленные со словом "не более", являются максимальными значениями, участник закупки указывает конкретное значение характеристики равное или непревышающее заявленного заказчиком.
Если установлены максимальные и минимальные значения соответствующих характеристик, сопровождаясь при этом соответственно словами: "не менее_ не более_", то участником аукциона устанавливается конкретное значение.
Если установлены значения, с союзом "или", то участник закупки указывает один из вариантов, требующихся заказчиком.
Точные характеристики указываются участником в своей заявке, за исключением случаев, когда "коридорные" показатели (например, слова "не более", "не менее", союз "или") предусмотрены инструкциями по использованию/эксплуатации, мануалами, руководствами и т.д. и установлены самим производителем товара. В таком случае обязательной является ссылка, что данная характеристика установлена инструкцией производителя и/или иными руководствами.
Как следует из заявки заявителя с идентификационным номером заявки 2 по характеристике "Упаковка" по позициям NN 1, 2 участником закупки не конкретизировано значение и указано "Пленка полиэтиленовая или целлофан", что не соответствует требованиям к содержанию и составу заявки на участие в закупке приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки.
При этом, сведения о том, что данная характеристика установлена инструкцией производителя в составе заявки отсутствуют.
Заявителем не представлены в материалы дела доказательства (инструкция, руководства по эксплуатации, технические условия и другая документация), которые бы подтверждали доводы обращения заявителя, что не позволяет сделать вывод о необходимости использования участником закупки обоих упаковочных материалов.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает нарушения в действиях аукционной комиссии по признанию заявки заявителя с идентификационным номером заявки 2 не соответствующей требованиям, предусмотренным приложением N 4 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению". Комиссия по осуществлению закупок правомерно отклонила заявку участника закупки, руководствуясь пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки предоставляет в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом, в пункте 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе указано, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 33 раздела VI "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" Приложения к Постановлению N 2571 указано, что при оказании услуг общественного питания и (или) поставке пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляемых образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления необходимо наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, который подтверждается следующими документами:
- исполненный договор;
- акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающих цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
В извещении о закупке установлены дополнительные требования к участнику закупки, предусмотренные позицией 33 Приложения к Постановлению N 2571, так как объектом закупки является поставка хлеба и хлебобулочных изделий, начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 000 рублей (729 115,70 рублей).
В составе документов, представленных оператором электронной площадки в подтверждение соответствия заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 1 позиции 33 Приложения к Постановлению N 2571, направлена следующая информация:
- контракт N 0369200026021000021 от 28.06.2021 на поставку хлеба хлебобулочных изделий (реестровый N 2741800404221000033).
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе, контракт N 0369200026021000021 от 28.06.2021 находится в статусе "Исполнение прекращено".
На дату заседания Комиссии вкладка "Исполнение (расторжение) контракта" содержит следующие сведения":
- товарная накладная от 24.12.2021 N 80904 на сумму 352 103, 41 рубля;
- платежное поручение от 28.12.2021 N 32087 на сумму 352 103, 41 рубля.
Вместе с тем, во вкладке "Вложения" Реестра контрактов размещены документы, подтверждающие исполнение:
- товарная накладная от 24.12.2021 N 80904 на сумму 15 988,46 рублей;
- платежное поручение от 28.12.2021 N 32087 на сумму 15 988, 46 рублей;
- соглашение о расторжении контракта от 29.12.2021.
Следует отметить, что согласно сведениям, содержащимся в единой информационной системе, дополнительная информация об исполнении (расторжении) контракта размещена заказчиком 03.04.2023, следовательно, аукционная комиссия на момент рассмотрение заявок не обладала полной информацией о наличии опыта исполнения контракта участником закупки.
Из указанного следует, что участник закупки с идентификационным номером заявки 1 предоставил информацию о контракте, не соответствующую требованиям, предусмотренным позицией 33 Приложения к Постановлению N 2571, в связи с наличием неподтвержденной информации о наличии опыта в части исполнения контракта.
Таким образом, сведения по контракту N 0369200026021000021 от 28.06.2021, размещенные в Реестре контрактов, содержали противоречивую информацию и не позволяли установить соответствие участника закупки с идентификационным номером заявки 1 дополнительным требованиям, предусмотренным положениями Постановления N 2571, что свидетельствует о нарушении подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что 22.03.2023 ООО "ПК Виноград" подана жалоба, содержащая аналогичные доводы относительно обращения, направленного в Челябинское УФАС России, в Главное контрольное управление Челябинской области.
В ходе рассмотрения Главным контрольным управлением Челябинской области жалобы и проведения внеплановой проверки 27.03.2023 в действиях комиссии по осуществлению закупок, заказчика выявлены нарушения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, выдано соответствующее предписание, материалы дела переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В рамках исполнения предписания Главного контрольного управления Челябинской области от 28.03.2023 по делу N 06-11/2 аукционная комиссия приняла решение об отмене протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2023, сформированного в ходе проведения аукциона, поступившие на участие аукционе заявки рассмотрены повторно.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.03.2023 по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки и на основании пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
Следовательно, нарушения, установленные в рамках рассмотрения жалобы ООО "ПК Виноград" и проведения внеплановой проверки Главным контрольным управлением Челябинской области, а также нарушения, установленные в ходе внеплановой проверки Комиссией антимонопольного органа устранены.
3. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Как установлено материалами дела, в составе извещения об осуществлении закупки размещен электронный документ: проект контракта (приложение N 3 к извещению).
Согласно пункта 2.3. проекта контракта источником финансирования является Бюджет Челябинской области.
При этом, в извещении о проведении аукциона, сформированном с использованием единой информационной системы, предусмотрены строки:
"Закупка за счет бюджетных средств", в которой указано "Нет";
"Закупка за счет собственных средств", в которой указано "Да".
Следовательно, фактически в размещенном в составе извещения электронном документе, содержащем проект контракта, и в извещении, сформированном заказчиком с использованием единой информационной системы, содержится противоречивая информация в части указания сведений об источнике финансирования.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся, Комиссия антимонопольного органа полагает возможным сделать вывод об устранении установленного противоречия.
Принимая во внимание, что на дату заседания Комиссии Челябинского УФАС России выявленные нарушения устранены, во исполнение предписания Главного контрольного управления Челябинской области от 28.03.2023 по делу N 06-11/2, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2023, сформированный в ходе проведения аукциона отменен, Комиссия антимонопольного органа не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика, аукционной комиссии.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки доводы обращения не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О Кокшарова
О.В. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 апреля 2023 г. N 074/06/100-744/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023