Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Сибирский тендер" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "Федеральный научный центр биологической защиты растений" при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт фасада здания Главного лабораторного корпуса (ЛИК) (Лит Б)" (извещение N 0318100032823000002) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что извещение по закупке составлено с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБНУ "Федеральный научный центр биологической защиты растений" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт фасада здания Главного лабораторного корпуса (ЛИК) (Лит Б)" (извещение N 0318100032823000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 619 550,00 руб.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Заказчиком в извещении установлены преимущества:
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
То есть, Заказчик осуществляет закупку у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Дополнительным подтверждением является установление размера обеспечения исполнения контракта от цены заключаемого контракта.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.30 Закона оконтрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При этом, начальная (максимальная) цена конратка составляет 23 619 550,00.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения статьи 30 Закона о контрактной системе.
В разделе 2 "Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению" установлено:
Требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона в электронной форме: установлены: 1) участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; 2) участник аукциона - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов: а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии); 3) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; 4) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств; 5) уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации: не ниже первого уровня ответственности члена саморегулируемой организации (ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ); 6) в составе заявки участник должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. N 86.
Выписка должна быть действующая на дату подачи заявки на участие в закупке.
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ).
Перечисленные выше требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ; - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ. |
В соответствии с п.9) ч.1 Федерального закона от 30.12.2021 года N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст.55.17 Градостроительного Кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, из которой исключено само понятие "выписка из реестра членом СРО", а также исключен порядок и форма предоставления такой выписки.
Таким образом, у участника закупки отсутствует возможность получить и предоставить в составе заявки выписку СРО.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации N 24-01-07/95279 и Министерства строительства Российской Федерации NБ0737-СИ/02 от 03.10.2022 года.
Заказчиком п.7.3 проекта контракта установлена ответственность Подрядчика:
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Договором, устанавливается штраф в виде фиксированной суммы в размере 5 процентов цены договора, что составляет _____________ (сумма цифрами и прописью), определенном согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Договором (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, Подрядчиком, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Договором, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов:
а) 10 процентов цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены договора (этапа) в случае, если цена договора (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
В Требованиях к заявке Заказчиком установлено:
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 и частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ - установлено.
В Извещении Заказчиком также установлено Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
В п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 указано:
- За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Таким образом, ответсвтенность Подрядчика установлена в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Заказчиком в п.6 проекта контракта установлен следующий порядок приемки работ:
6.1. Подрядчик обязан в письменной форме известить Заказчика об окончании выполнения работ и передать Заказчику:
- акты КС-2, КС-3;
- документы, относящиеся к выполнению работ по капитальному ремонту в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации (копии сертификатов соответствия и т.п.);
- платёжные документы (счёт или счет-фактуру);
- журнал производства работ;
-документ, подтверждающий обеспечение исполнения гарантийных обязательств Подрядчика;
- документы (акт, талон), подтверждающие факт сдачи отходов (мусора) на специальный полигон.
6.2. В случае не передачи Подрядчиком документов, указанных в п. 6.1. Договора (передачи не надлежаще оформленных документов), Заказчик уведомляет об указанном факте Подрядчика посредством электронной почты либо телефонной связи. Подрядчик обязан передать Заказчику надлежаще оформленные документы в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения указанной информации. В противном случае Заказчик имеет право отказаться от приемки выполненных работ.
6.3. Заказчик в течение 3 (трёх) рабочих дней с момента передачи ему документов, указанных в п. 6.1. Договора, производит приемку выполненных работ, в части их соответствия условиям настоящего Договора в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ.
6.4. По результатам принятия выполненных работ уполномоченное лицо Заказчика в течение 3 (трёх) рабочих дней подписывает акты КС-2, КС-3, либо даёт мотивированный отказ.
6.5. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки своими силами и за свой счет в сроки, указанные Претензии, обеспечив при этом сохранность объекта или его части, в которой производится устранение недостатков, а также находящегося там оборудования, и несет ответственность за их утрату, повреждение или недостачу.
6.6. Устранение Подрядчиком в установленные сроки выявленных Заказчиком недостатков не освобождает его от уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной Договором.
6.7. Датой исполнения обязательств Подрядчика по Договору считается дата подписания сторонами актов КС-2, КС-3.
6.8. Готовность принимаемых скрытых работ подтверждается подписанием Заказчиком и Подрядчиком актов освидетельствования скрытых работ.
Данный порядок приемки не предусмотрен ч.13 ст.94 Закона о контрактной системе.
Таким образом, извещение по закупке составлено с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Комиссия на основании ч.1, ч.3, ч.4 ст.105 и на основании ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сибирский тендер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБНУ "Федеральный научный центр биологической защиты растений" нарушения ч.3 ст.7, ст.30, ч.13 ст.94 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБНУ "Федеральный научный центр биологической защиты растений" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 марта 2023 г. N 323/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023