На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
по обращению ООО "Юниленд" (далее - Заявитель), проведена внеплановая проверка в отношении УЖКХ администрации МО г-к Анапа при проведении управлением закупок администрации МО г-к Анапа электронного аукциона: "Выполнение работ по компенсационному озеленению муниципального образования город-курорт Анапа" (извещение N 0318300537422000439) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из Анапской межрайонной прокуратуры поступило обращение ООО "Юниленд".
Заявитель указывает, что заказчиком в документах закупки установлено требование о применении удобрения, которое не сертифицировано в Российской Федерации, аналог отсутствует.
Представителем Заказчика представлены письменные возражения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО город-курорт Анапа проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по компенсационному озеленению муниципального образования город-курорт Анапа" (извещение N 0318300537422000439).
Заказчик - УЖКХ администрации МО г-к Анапа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 201 147,80 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе гласит, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Раздела "Описание объекта закупки" Заказчику требуется:
N п/п |
Раздел |
Информация |
1 |
Наименование объекта закупки |
Выполнение работ по компенсационному озеленению муниципального образования город-курорт Анапа |
2 |
Объем работ и затрат, составляющих предмет контракта |
Выполнение работ по компенсационному озеленению муниципального образования город-курорт Анапа производится в соответствии с Ведомостью объемов работ и Информацией о товарах, поставляемых при выполнении закупаемых работ (Приложения N 1,2 к описанию объекта закупки). |
3 |
Технические условия и требования |
Посадка деревьев и кустарников: Требования к посадочному материалу: Посадочный материал должен отвечать требованиям по качеству и параметрам, установленным государственным стандартом (приказ Госстроя РФ от 15.12.1999 г. N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации", п. 2.4). Саженцы должны иметь симметричную крону, очищенную от сухих и поврежденных ветвей, прямой штамб, здоровую, нормально развитую корневую систему с хорошо выраженной скелетной частью; на саженцах не должно быть механических повреждений, а также признаков повреждений вредителями и болезнями. На растениях не допускается наличие вредителей, болезней, механических повреждений. Весь посадочный материал, должен иметь индивидуальную маркировку с обозначением названия вида, сорта, обозначением высоты и диаметра. К каждому наименованию посадочного материала Подрядчик должен представить документы о качестве. Требования к хранению посадочного материала (приказ Госстроя от 15.12.1999 г. N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации", п. 2.5.24; 2.5.26). Требования к безопасности выполнения работ: Подрядчик за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Подрядчик обязан допускать к выполнению работ только тех работников, которые прошли инструктаж по технике безопасности и охране труда в соответствии со спецификой своей деятельности. Подрядчик должен контролировать состояние условий труда на рабочих местах, соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил безопасности и охраны труда, правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. В ходе работ Подрядчик выполняет мероприятия по охране окружающей среды, зеленых насаждений и почв согласно действующему законодательству и нормативным актам. Требования к инвентарю: - все оборудование и инструменты, необходимые для выполнения работ, предоставляются Подрядчиком своими силами и за свой счет. - весь инвентарь должен ежедневно перед началом работы обрабатываться в обеззараживающих растворах во избежание переноса инфекций на другие площади (обработка производится в пластиковых емкостях непосредственно на объекте, емкости увозятся сразу). При выполнении работ не допускать сжигание, складирование и складывание в неустановленные места отходов. В документах электронного аукциона все товарные знаки читать как "Товарный знак или эквивалент" |
4 |
Подтверждение соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий |
Выполнение работ должно соответствовать: Правилам создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации"); Правилам благоустройства территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденным Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 06 декабря 2017 года N 265; Закону Краснодарского края от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае". Федеральному закону "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ; СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", ч. 1 "Общие требования"; СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве". Применяемые технологии производства работ, посадочный материал (Приложение N1 к Описанию объекта закупки) должны соответствовать: ГОСТ 24909-81: Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия; ГОСТ 26869-86 "Саженцы декоративных кустарников. Технические условия"; Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59370-2021 "Зеленые" стандарты. Посадочный материал декоративных растений"; Посадочный материал должен быть сертифицирован. Копия сертификата (разрешения) Государственной инспекции по карантину растений, заверенная в установленном порядке, представляется поставщиком при выполнении работ по посадке. Импортные деревья и кустарники, поступившие из-за рубежа, должны иметь фитосанитарный сертификат. В случае предъявления претензии по качеству посадочного материала по причине несоответствия его условиям контракта или иным обязательным требованиям, Поставщик обязан по выбору Заказчика устранить недостатки, заменить посадочный материал или его часть посадочным материалом, качество которого соответствует условиям контракта Подрядчик обеспечивает необходимые мероприятия по технике безопасности, безопасности дорожного движения автомобильного и спецтранспорта, мероприятия по охране окружающей среды. |
5 |
Гарантийный срок и (или) объем предоставления гарантий |
Гарантийный срок по посадке деревьев и кустарников составляет 12 месяцев со дня подписания Сторонами документа о приемке выполненных работ. Выполнение гарантийных обязательств осуществляется силами и за счет Поставщика в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения требования о замене посадочного материала. Подрядчик обязуется поставить по заявкам заказчика необходимое количество посадочного материала, взамен погибших, 100% от общего количества контракта. |
6 |
Сведения о формах отчетности выполняемых работ |
Документ о приемке выполненных работ и исполнительную документацию о выполненных работах (ведомость выполненных работ с указанием адреса, журнал производства работ, исполнительные схемы выполненных работ, фотоотчет до и после выполнения работ в двух экземплярах) |
7 |
ОКПД 2 - КТРУ |
81.30.10.000 - Услуги по планировке ландшафта |
В ведомости объемов работ указано: удобрение длительного действия при посадке удобрение Osmocote PrePlant или эквивалент (18 месяцев) (120г/дер).
Требования к поставляемому товару в "Описании объекта закупки" установлены в отношении деревьев, кустарников.
Таким образом, при исполнении контракта участник закупки ООО "Юнилэнд" вправе был использовать эквивалентный используемый товар (удобрение)
Согласно Декларации о соответствии NРОСС ВО Д-М.РАО1.В.06485/22, действующей по 21.02.2025, в которой перечислены виды удобрения Osmocote, сертифицированные в Российской Федерации. Osmocote PrePlant в этом перечне отсутствует.
Заказчик пояснил, что аналогом может служить удобрение "Basacote R Plus 12 месяцев 15-8-12 (+2+МЕ), однако данный аналог не подходит (необходимо 18 месяцев).
Таким образом, заказчиком не представлены доказательства наличия эквивалента требуемого удобрения
В связи с изложенным, описание объекта закупки составлено с нарушением п.1) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - УЖКХ администрации МО г-к Анапа установлены нарушения ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт по данной закупке заключен, предписание не выдавать.
3. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 апреля 2023 г. N ВП-121/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023