Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____>
<_____>
<_____>
рассмотрев направленное Заказчиком - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН: 8903027978) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300001222000288 от 23.05.2022 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: г. Надым, Прогулочная зона с велодорожкой (в районе д/с "Газовичок"), цена контракта - 25 455 868,45 рублей, (извещение N 0190300001222000288), с ООО "Строительная компания Сфера" (ИНН 7203461828) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.03.2023, (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 23.05.2022 между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта", именуемым в дальнейшем "Заказчик" и Обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания Сфера", именуемым в дальнейшем "Подрядчик", заключен муниципальный контракт N 0190300001222000288 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: г. Надым, Прогулочная зона с велодорожкой (в районе д/с "Газовичок") (далее - контракт), со сроком выполнения работ - с момента заключения контракта до 15.09.2022 г.
Контракт заключен по результатам проведенного электронного аукциона на основании протокола проведения итогов электронного аукциона N 0190300001222000288-2 от 11.05.2022 размещённого на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Согласно п. 1.1. контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории объекта: г. Надым, Прогулочная зона с велодорожкой (в районе д/с "Газовичок") (далее по тексту - Работы, Объект) в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 1 Контракта), со сводным сметным расчетом стоимости строительства (Приложение N 5 к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом, а Заказчик принять и оплатить надлежащим образом фактически выполненные Работы по Контракту.
Место выполнения работ: ЯНАО, г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А. в районе д. 9/1.
Пунктом 4.3. Контракта предусмотрена обязанность Подрядчика выполнить все работы в объёме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, сдать Заказчику на основании документа о приемке, в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию объекта.
В нарушение условий контракта, работы по благоустройству территории объекта: г. Надым, Прогулочная зона с велодорожкой (в районе д/с "Газовичок") выполнены не в полном объеме и не в установленные сроки, таким образом, обязательства по контракту не исполнены.
Заказчиком выявлено, что обязательства, предусмотренные условиями контракта, Подрядчик не исполнил должным образом, тем самым нарушил п.п. 1.1., 4.3. контракта.
В соответствии с пунктами 11.4., 11.5., 11.6. Контракта, на основании ст. ст. 450.1., 708, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 8, 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ-44) Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководствуясь ст.ст. 450.1, 708, 715 ГК РФ, ч.ч. 8, 9 ст. 95 ФЗ-44, п.п. 11.4., 11.5., 11.6. контракта, Заказчиком принято решение:
1. Отказаться от исполнения муниципального контракта в одностороннем порядке и расторгнуть муниципальный контракт N 0190300001222000288 от 23.05.2022 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: г. Надым, Прогулочная зона с велодорожкой (в районе д/с "Газовичок"), заключенный между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта" и Обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания Сфера".
2. Затребовать у Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Сфера" оплатить неустойку по выставленным не оплаченным претензиям по контракту.
3. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта разместить в единой информационной системе.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 28.03.2023 NАД/933 объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление было направлено подрядчику на адрес электронной почты osksfera@mail.ru, который указан в Контракте N 0190300001222000288 от 23.05.2022 и в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 11.4. Контракта Расторжение Контракта возможно по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
23.05.2022 между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта" и Обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания Сфера" заключен муниципальный контракт N 0190300001222000288 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: г. Надым, Прогулочная зона с велодорожкой (в районе д/с "Газовичок").
15.03.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.03.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 27.03.2023.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении Подрядчика, выразившимся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, (Подрядчик обязательства не исполнил).
Комиссией установлено, что контракт заключен 23.05.2022 на выполнение работы по благоустройству территории объекта: г. Надым, Прогулочная зона с велодорожкой (в районе д/с "Газовичок").
Согласно пункту 3.2. Контракта срок выполнения работ - с момента заключения контракта до 15.09.2022 г.
Подрядчик, обязательства по муниципальному контракту не исполнил. Работы выполнены не в полном объеме и не в установленные сроки, таким образом, обязательства по контракту не исполнены.
В адрес подрядной организации, были направлены письма об отставании от графика производства работ, а также, в связи с нарушением сроков выполнения работ, направлялись письма с требованием предоставить график завершения работ и требования к строительно-монтажным работам, проводимым в зимнее время (исх. N 89-174/1901-08/4316 от 13.09.2022, N 89-174/1901-08/5640 от 16.11.2022, N 89-174/1901-08/5658 от 17.11.2022).
Согласно заключению комиссии от 13.03.2023, в результате проведенной экспертизы выполненных работ в соответствии п.7.15 Контракта, изучив предоставленные результаты по исполнению контракта, пришла к выводу:
1. До настоящего времени работы согласно графику выполнения работ (приложение N 1 к МК) не исполнены.
2. В связи с тем, что до настоящего времени работы не исполнены, принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, привело к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ по договору подряда является существенным.
Подрядчик, принимая на себя в рамках контракта соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Подрядчиком не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
На заседание Комиссии контрольного органа Подрядчик своих представителей не направил, не представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с Заказчиком.
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Подрядчиком также не представлены доказательства неисполнения обязательств зависящих от третьих лиц.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту установленным.
Ямало-Ненецкое УФАС оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных Подрядчиком действий в рамках исполнения контракта и установив, что в действиях Подрядчика присутствуют признаки недобросовестности, считает необходимым включить сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Строительная компания Сфера" (ИНН 7203461828), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кетцян Артем Левонович (ИНН: 720413386157) по обращению МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН: 8903027978) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300001222000288 от 23.05.2022 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: г. Надым, Прогулочная зона с велодорожкой (в районе д/с "Газовичок"), цена контракта - 25 455 868,45 рублей, (извещение N 0190300001222000288), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Строительная компания Сфера" (ИНН 7203461828), сведений о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кетцян Артем Левонович (ИНН: 720413386157) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31 марта 2023 г. N 089/06/104-212/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2023