Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 29.03.2023 N 128 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ГОРИЗОНТ"" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителей заказчика - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" (по доверенности), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (по доверенности), (по доверенности), в отсутствии представителя заявителя ООО "ГОРИЗОНТ" (о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "ГОРИЗОНТ" на положения извещения об электронном аукционе "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Белгородской области (обслуживание светофорных объектов и постов видеоконтроля)" (N закупки 0826500000923002271), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ГОРИЗОНТ" (далее - Заявитель) на положения извещения об электронном аукционе "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Белгородской области (обслуживание светофорных объектов и постов видеоконтроля)" (N закупки 0826500000923002271) (далее - Электронный аукцион).
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе, а именно: не содержит сведений о начальной (максимальной) цене каждой позиции (строки) форм КС-2 и КС-3, которые должен предоставлять Подрядчик. Заявитель отмечает, что отсутствие указанных сведений о НМЦ каждой позиции таких форм не позволяет участнику рассчитать стоимость оказываемых услуг.
Представитель Заказчика - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", уполномоченного учреждения ОГКУ "Центр закупок" - представили возражения на жалобу ООО "ГОРИЗОНТ", с доводами, изложенными в жалобе не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ГОРИЗОНТ", ознакомившись с представленными возражениями, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.03.2023 размещено извещение об Электронном аукционе и его приложения (электронные документы).
Объект закупки - "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Белгородской области (обслуживание светофорных объектов и постов видеоконтроля)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 976 000 рублей 00 копеек.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ГОРИЗОНТ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении установлено дополнительное требование к участникам закупки в рамках пункта 18 Раздела I Приложения к постановлению правительства РФ от 29 декабря 20121 года N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 4 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В письменных и устных возражениях представитель уполномоченного учреждения пояснила, что в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
Приказом Министерства экономического развития РФ от 02 октября 2013 года N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.7. Методических рекомендаций, в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:
- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе;
- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС;
- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, в том числе информации о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталога и прочих источниках.
В случае направления запроса о предоставлении ценовой информации потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) такой запрос рекомендуется направлять в том числе поставщикам (подрядчикам, исполнителям), имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом (пункт 3.9. Методических рекомендаций).
Цены, используемые в расчетах НМЦК, рекомендуется приводить в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦК, с помощью коэффициентов или индексов для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
С помощью указанных коэффициентов, в том числе могут быть учтены следующие условия: срок исполнения контракта; количество товара, объем работ, услуг; наличие и размер аванса по контракту; место поставки; срок и объем гарантии качества; изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки; дополнительная номенклатура (комплектация) - появление новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки; размер обеспечения исполнения контракта; срок формирования ценовой информации (учитывается в порядке, предусмотренном пунктом 3.18 Методических рекомендаций); изменение в налогообложении; масштабность выполнения работ, оказания услуг; изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции); изменение таможенных пошлин (пункт 3.1.7 Методических рекомендаций).
В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (пункт 3.19. Методических рекомендаций).
Расчет НМЦК методом сопоставимых рыночных цен производится по формуле, указанной в пункте 3.21. Методических рекомендаций.
Согласно части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Для сферы дорожной деятельности, в которую входят виды работ, выполняемые в рамках закупки N 0826500000923002271, дополнительных требований к порядку определения НМЦК не установлено.
Заказчиком, на основании статьи 33 Закона о контрактной системе составлено техническое задание на обслуживание светофорных объектов и постов видеоконтроля на автомобильных дорогах Белгородской области.
Согласно техническому заданию Исполнитель должен обеспечить выполнение следующих мероприятий в отношении 21 автомобильной дороги:
- круглосуточное поддержание технических и программных средств светофорных объектов и постов видеоконтроля в работоспособном состоянии, для обеспечения бесперебойного функционирования технических и программных средств без потери существующей гарантии;
- организация сопровождения светофорных объектов и постов видеоконтроля совместно с диспетчерской службой ОГКУ "УпрДорТранс";
- обеспечение интеграции с сервисом видеоконтроля (используемым у заказчика) и отображение информации в нём.
- проведение регламентированных работ по техническому обслуживанию, оперативному восстановлению работоспособности технических и программных средств СО и постов видеоконтроля при сбоях и отказах в работе оборудования светофорных объектов и ПВК в объеме и с периодичностью согласно Приложению 1 Технического задания;
- поддержание соответствия технического обеспечения светофорных объектов и постов видеоконтроля требованиям законодательства РФ.
В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе обоснована начальная (максимальная) цена контракта посредством метода сопоставимых рыночных цен. На основании запросов Заказчика получено три коммерческих предложения с предлагаемой ценой выполнения сопоставимых с условиями закупки работ по содержанию автомобильных дорог в количестве 1 условная единица. Разбивки цен по конкретным подвидам работ или объектам, в отношении которых такие работы проводятся, в коммерческих предложениях потенциальными исполнителями не приводится.
До момента окончания приема заявок на участие в аукционе запросов на разъяснение положений извещения от потенциальных участников, в том числе от Заявителя, не поступало.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта в рамках доведенных лимитов. Как будет произведена исполнителем по контракту разбивка цены по отдельным видам работ для Заказчика значения не имеет.
Таким образом, Заказчик определил объем выполняемых работ как 1 условную единицу. НМЦК обоснована посредством метода сопоставимых рыночных цен в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, опровергающих выводы Заказчика, уполномоченного учреждения не представил.
Каких - либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения извещения об Электронном аукционе нарушили принципы проведения закупок товаров, заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГОРИЗОНТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 4 апреля 2023 г. N 031/06/42-278/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023