Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение администрации Ярковского муниципального района Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Сабрина" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.11.2022 на выполнение работ по сносу муниципального здания по адресу: с. Ярково, ул. Ленина, 71, строение1,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) 15.03.2023 поступило обращение администрации Ярковского муниципального района Тюменской области о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Сабрина".
Исследовав материалы дела, заслушав представителя администрации,общества исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела администрации Ярковского муниципального района Тюменской области (далее также-Заказчик) по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300026722000024 ) на выполнение работ по на выполнение работ по сносу муниципального здания по адресу: с. Ярково, ул. Ленина, 71, строение1 с победителем указанной закупки - ООО "Сабрина" заключен муниципальный контракт от 21.11.2022 на сумму 905 000,00 рублей, при начальной (максимальной) цене контракта- 1 599 540,59 рублей. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 43 %.
Согласно п. 1.1 контракта Подрядчик обязался выполнить работы по сносу муниципального здания в соответствии с техническим заданием (описанием объекта закупки) (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы в установленном контрактом порядке.
Пунктом 2.1 контракта определен срок выполнения работ:
Начало выполнения работ: с 21 ноября 2022 года.
Окончание выполнения работ: до 15 декабря 2022 года.
Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) определен перечень и содержание выполняемых работ.
Из пункта 4.1.1контракта следует, что Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с условиями контракта в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством.
Согласно п. 4.4.1 контракта Заказчик осуществляет надзор и контроль за ходом и качеством выполняемых работ.
В соответствии с п. 5.11 контракта датой приемки выполненной работы считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.
Как пояснил представитель администрации 16.12.2022 Заказчик передал по акту приема-передачи Подрядчику объект капитального строительства, расположенный по адресу: с. Ярково, ул. Ленина, 71, строение 1 для сноса.
30.11.2022, 13.12.2022, 24.01.2023 Заказчиком в адрес общества направлялись письма о необходимости приступить к исполнению контракта, однако Подрядчик так и не приступил в выполнению работы.
13.12.2022 в адрес Заказчика от Подрядчика поступило письмо в котором общество сообщало о невозможности выполнения работ по контракту в связи с тем, что контракт является убыточным.
В связи с тем, что Подрядчик так не приступил к выполнению работы по контракту от 21.11.2023 Заказчиком 03.03.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 14.03.2023.
Представитель заказчика также отметил, что админстрацией Ярковского муниципального района Тюменской области 20.03.2023 (после встуупления расторжения контракта в законную силу) составлен Акт обследования муниципального здания, подлежавшего сному; так на момент обследования здания (20.03.2023) снос здания не осуществлен, что подтверждается фото-материалами к указанному Акту обследования.
В сою очередь представитель ООО "Сабрина" предоставил письменные пояснгения относительно не исполнения контракта (письмо без даты, без номера), которые Комиссией антимонопольного органа приобщены к материалам дела.
Указал, что Подрядчик 09.11.2022 заключил договор с ИП Нурмановым И.М. на снос дома Заказчика; Однако ИП Нурманов И.М. на объект не вышел, к работам не приступил, о чем в устной форме бул проинформирован Заказчик. В дальнейшем Подрядчик не смог найти организацию для сноса дома.
Представитель общества указал, что у общества не было намерений уклонится от исполнения контракта, просил в реестр небодросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включчать.
Комиссия отмечает, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 15.1 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Подрядчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 03 марта 2023 года и получено им в этот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 03 марта 2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 14 марта 2023 года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что к выполнению обязательства по контракту Подрядчик не приступил, работы по сносу здания не выполнены, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны ООО "Сабрина".
В соответствии с п. 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Обстоятельства, на которые указал Подрядчик (убыточность контракта, невозможность найти организацию для выполнения работ), относится к категории предпринимательского риска и не свидетельствуют о возможности освобождения от применения к ней мер ответственности за допущенное нарушение правовых норм.
Антимонопольный орган отмечает, что Подрядчик указывая в письме Заказчику от 13.12.2022 об убыточности контракта сам снизил начальную (максимальную) цену контракта на 42%.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика в рамках исполнения контракта на выполнение работ по сносу дома. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях Подрядчика установлена недобросовестность при исполнении муниципального контракта.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные админстрацией Ярковского муниципального района Тюменской о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Сабрина" (ИНН 7207020246, КПП 720701001, генерального директора Джалилова Фархода Ахроровича, ИНН 720708310530) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 марта 2023 г. N РНП-72-38/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2023