Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение МКУ "Имущественная казна г. Тобольска" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Зедплан" (ИНН 7814804035) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта от 24.05.2022 N 0167300000822000130 на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение МКУ "Имущественная казна г. Тобольска" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ООО "Зедплан" (ИНН 7814804035) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта, заключённого по итогам электронного аукциона на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила).
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
От представителя Исполнителя поступило ходатайство об отложении заседания по делу на более позднюю дату, мотивированное нахождением генерального директора ООО "Зедплан" в командировке.
Ходатайство комиссией рассмотрено и отклонено, поскольку 29.03.2023 Тюменским УФАС России в адрес Исполнителя было направлено уведомление о дате и времени рассмотрения дела, Ходатайство поступило в день рассмотрения дела (04.04.2023) Общество не было лишено права осуществить защиту своих интересов посредством привлечения иных лиц, нахождение единоличного исполнительного органа юридического лица в командировке не является уважительной причиной для неявки на заседание комиссии представителей юридического лица, Общество не было лишено права осуществить защиту своих интересов посредством привлечения иных лиц.
Каких-либо пояснений, документов по рассматриваемому Комиссией вопросу от общества не поступило.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.
24.05.2022 - между МКУ "Имущественная казна г. Тобольска" и ООО "Зедплан" по итогам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167300000822000130) заключён муниципальный контракт N 0167300000822000130 на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства (реестровый номер Контракта: 3720602805922000025).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по разработке проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в соответствии с условиями настоящего контракта, Спецификации (Приложение N 1 к настоящему контракту), Технического задания (описание объекта закупки) (Приложение N 2 к настоящему контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в установленном контрактом порядке.
Пунктом 1.2 Контракта предусмотрен срок выполнения работ: в течение 3 (трех) месяцев с даты заключения контракта (с 24.05.2022 по 24.08.2022).
Разделом 2 контракта, предусмотрено, что:
- Подрядчик обязан передать Заказчику подготовленную документацию (результат работ) в следующем составе:
- раздел проектной документации "Проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства" на бумажном носителе в количестве 4 экз. по каждому объекту оригиналы и 1 экз. на носителе цифровой информации (диск CD-R);
-смета на работы по сносу или демонтажу объекта капитального строительства на бумажном носителе в количестве по 1 экз. по каждому объекту оригиналы и 1 экз. на носителе цифровой информации (диск CD-R).
- технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий - 1 экз. на носителе цифровой информации (диск CD-R) (п. 2.1.5 Контракта).
- Выполнять работы качественно, в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Российской Федерации (п. 2.1.1 Контракта).
- Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, а также выявленные после подписания документа о приемке, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены Подрядчиком в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах) (п. 2.1.7 Контракта).
- В течение 3 (трех) дней известить Заказчика об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, влияющих на их своевременное и надлежащее выполнение, в том числе о вынесении в адрес Подрядчика контролирующими и надзорными органами предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждении административного производства, привлечении к административной ответственности, приостановления деятельности, проведения ликвидации, признания несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, появления у Подрядчика (физического лица либо у руководителя Подрядчика, членов коллегиального исполнительного органа Подрядчика, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа Подрядчика, или главного бухгалтера Подрядчика) судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также применения в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением обязательств по контракту, и административного наказания в виде дисквалификации, исключения из членства в саморегулируемой организации (п. 2.1.12 Контракта).
24.08.2022 - Проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства, смета на работы по сносу или демонтажу объекта капитального строительства, технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий в соответствии с требованиями п. 2.1.5 Контракта Заказчику Подрядчиком не представлены.
29.09.2022 - Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия о нарушении срока выполнения условий Контракта (исх. N 01-14/1845 от 29.09.2022) с просьбой направить информацию о сроках окончания работ и причинах неисполнения обязательств в установленные Контрактом сроки, с указанием о своем праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 9.2 Контракта. Ответа на письмо Заказчика от Подрядчика не поступило.
30.09.2022 - Подрядчиком в адрес Заказчика направлены проекты организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства в электронном виде (исх. N 20-09-22 от 30.09.2022) для проверки и согласования.
05.10.2022 - Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо (исх. N 01-14/1887 от 05.10.2022) о необходимости направить в адрес Заказчика сметы на работы по сносу или демонтажу объекта капитального строительства, технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий, в том числе направить информацию о ходе исполнения своих обязательств, о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также , замечания по проекту организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства Подрядчика от 30.09.2022. Ответ на письмо Заказчика от Подрядчика не поступал, результат работы Подрядчиком не сдан.
18.10.2022 - Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо (исх. N 01-14/105 от 18.01.2023) о необходимости направить в адрес Заказчика сметы на работы по сносу или демонтажу объекта капитального строительства, технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий, в том числе направить информацию о ходе исполнения своих обязательств, о сложностях, возникающих при исполнении Контракта. Ответ на письмо Заказчика от Подрядчика не поступал, результат работы Подрядчиком не сдан.
25.10.2022 - Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия о нарушении срока выполнения условий Контракта (исх. N 01-14/2055 от 25.10.2022) с просьбой направить информацию о сроках окончания работ и причинах неисполнения обязательств в установленные Контрактом сроки, с указанием о своем праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 9.2 Контракта. Ответа на письмо Заказчика от Подрядчика не поступило.
14.11.2022 - Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия о нарушении срока выполнения условий Контракта (исх. N 01-14/2169 от 14.11.2022) с просьбой направить информацию о сроках окончания работ и причинах неисполнения обязательств в установленные Контрактом сроки, с указанием о своем праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 9.2 Контракта. Ответа на письмо Заказчика от Подрядчика не поступило.
18.01.2023 - Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо (исх. N 01-14/105 от 18.01.2023) о необходимости направить в адрес Заказчика сметы на работы по сносу или демонтажу объекта капитального строительства, технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий, в том числе направить информацию о ходе исполнения своих обязательств, о сложностях, возникающих при исполнении Контракта. Ответ на письмо Заказчика от Подрядчика не поступал, результат работы Подрядчиком не сдан.
02.03.2023 - Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия о нарушении срока выполнения условий Контракта (исх. N 01-14/426 от 02.03.2023) с просьбой направить информацию о сроках окончания работ и причинах неисполнения обязательств в установленные Контрактом сроки, с указанием о своем праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 9.2 Контракта. Ответа на письмо Заказчика от Подрядчика не поступило.
14.03.2023 - в связи с существенными нарушениями Исполнителем условий Контракта Заказчиком принято решение N 01-14/520 от 14.03.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также направлено Заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок.
24.03.2023 - решение о расторжении Контракта Заказчиком с Исполнителем вступило в законную силу.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Основания для отказа:
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с ч. 3 ст. 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 9.2 Контракта, расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта) в соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе было направлено Заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок: 14.02.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.03.2023 - решение о расторжении Контракта вступило в законную силу.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте www.zakupki.gov.ru карточка о расторжении контракта с обществом сформирована заказчиком 27.03.2023 г.
Стоит отметить, что Исполнитель, подавая заявку на участие в закупке, согласился со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями Заказчика.
Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами. При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.
Действия Исполнителя, в затягивании проведения сроков выполнения работ, невыполнении обязательных, существенных условий Контракта, выполнении работ настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исполнителем по обстоятельствам дела не представлено пояснений, обосновывающих выполнение работ. А также, Исполнителем не представлено материалов, документов и сведений, указывающих на совершённые Исполнителем действия, направленные на исполнение условий контракта.
Каких-либо объективных причин, указывающих на невозможность исполнения условий Контракта в установленный срок, в материалы дела не представлено.
Исполнителем в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по контракту, также не установлено, что Заказчик создавал препятствия подрядчику надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО "Зедплан" (ИНН 7814804035).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком МКУ "Имущественная казна г. Тобольска" в отношении ООО "Зедплан" (ИНН 7814804035, адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Мебельная, д. 12, к. 1, литера А, пом. 55-Н, пом. 419-3, 197374), генерального директора и учредителя Общества: Анисичкина Андрея Викторовича (ИНН 782701824560) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на разработку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства (реестровый номер закупки 0167300000822000130), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Зедплан" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 4 апреля 2023 г. N РНП-72-41/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023