На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 014/06/99-346/2023 от 23.03.2022 года, решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу А58-924/2021 от 19.05.2021, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией в следующем составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействий) заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), комиссии уполномоченного учреждения ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЦЕНТР ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Нижний Бестях (1157-й км а/д "Лена") - Амга-Усть-Мая - Эльдикан - Югоренок (а/д "Амга") с подъездами к нефтебазе, с. Петропавловск на участке км 249+890 - км 700+840 в Усть-Майском улусе (районе) Республики Саха (Якутия), выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Усть-Мая - Усть-Миль - Белькачи - Кутана (а/д "Белькачи") на участках км 0+000 - км 265+000 в Усть-Майском и Алданском улусах (районах) Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000620013065).
1. Полное наименование проверяемой организации: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее также - ГКУ "Управтодор РС (Я)", заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: 677021, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, ЯКУТСК ГОРОД, АВТОДОРОЖНАЯ УЛИЦА, ДОМ 10/2
Почтовый адрес проверяемой организации: 677021, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, ЯКУТСК ГОРОД, АВТОДОРОЖНАЯ УЛИЦА, ДОМ 10/2
ОГРН 1111435002194
ИНН 1435238811
КПП 143501001
2. Полное наименование проверяемой организации: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЦЕНТР ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение).
Юридический адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, дом 22.
Почтовый адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, дом 22.
ОГРН 1181447012086
ИНН 1435335477
КПП 143501001
Проверка начата 23.03.2023 года, окончена 29.03.2023 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком ГКУ "Управтодор РС (Я)", комиссией уполномоченного учреждения ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Нижний Бестях (1157-й км а/д "Лена") - Амга-Усть-Мая - Эльдикан - Югоренок (а/д "Амга") с подъездами к нефтебазе, с. Петропавловск на участке км 249+890 - км 700+840 в Усть-Майском улусе (районе) Республики Саха (Якутия), выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Усть-Мая - Усть-Миль - Белькачи - Кутана (а/д "Белькачи") на участках км 0+000 - км 265+000 в Усть-Майском и Алданском улусах (районах) Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000620013065) норм законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу А58-924/2021 от 19.05.2021, а также последующих судебных актов по данному делу.
Комиссия, изучив представленные к проверке материалы, установила следующее.
1. Извещение N 0816500000620013065 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" - 30.11.2020 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 428 218 390,60 руб.;
4. На участие в электронном аукционе подано 3 (три) заявки от участников закупки, допущены к участию в электронном аукционе.
5. В ходе проведения электронного аукциона предложение о цене контракта поступило от 3 (трех) участников закупки.
6. 2 (два) участника закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
7. Победителем электронного аукциона признан ООО "ЭНЕРГОТЭК".
В своей жалобе ООО "МК120" (исх. N 1-Т/2021, размещена в ЕИС 13.01.2021) указывало на следующее:
1. Итоги закупки подведены с нарушением Закона о контрактной системе, Комиссия уполномоченного учреждения неправомерно приняла решение о признании заявки ООО "МК120" несоответствующей требованиям аукционной документации.
2. В действиях участников закупки содержатся признаки картельного сговора.
Также в материалы дела ООО "МК120" представлено заявление N23132-1 от 28.03.2023, в котором имеются, в том числе, пояснения относительно доводов жалобы. С учетом того, что внеплановая проверка проводится во исполнение судебных актов по делу А58-924/2021, Комиссия антимонопольного органа рассматривает только доводы, относящиеся к жалобе заявителя и судебным актам по указанному делу.
В материалы дела заказчиком и уполномоченным учреждением представлены пояснения, согласно которым с доводами жалобы заявителя не согласны.
Поскольку из судебных актов по делу А58-924/2021, на основании которых проводится внеплановая проверка, исходит, в частности, следующее (выдержки):
1. Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.05.2021:
"Общество считает, что Комиссией УФАС не рассмотрен довод Общества о наличии в действиях участников закупки признаков картельного сговора и проведении внеплановой проверки заказчика. Действительно, из содержания оспариваемого решения следует, что данный довод не отражен в решении, не был рассмотрен Комиссией УФАС, УФАС внеплановая проверка не проведена".
2. Постановление Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021:
"Вместе с тем, при вынесении оспариваемого решения вопрос о наличии работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в соответствии с договором подряда N 9- С/23-п-7 от 10.03.2017 антимонопольным органом не выяснялся и не рассматривался. Якутское УФАС России ограничилось лишь констатацией факта, что данный договор отсутствует в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
Кроме того, из содержания оспариваемого решения судом первой инстанции установлено, что Комиссией Якутского УФАС России не рассмотрен довод общества о наличии в действиях участников закупки признаков картельного сговора и проведении внеплановой проверки заказчика. Внеплановая проверка не проведена."
3. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.10.2021:
"Антимонопольный орган, указывая на правомерность признания уполномоченным органом заявки не соответствующей требованиям аукционной документации, руководствовался лишь тем, что данный договор отсутствует в реестрах контрактов и договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках.
Между тем, суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что для признания заявки не соответствующей требованиям аукционной документации необходимо было 7 А58-924/2021 установить характер работ по представленному договору на ремонт и обслуживание дорог.
Руководствуясь классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402, исследовав и оценив содержание договора подряда N 9-С/23-п-7 от 10.03.2017 на ремонт и обслуживание дорог, суд апелляционной инстанции установил, что представленный договор подряда содержит элементы работ, относящихся к капитальному ремонту дорог по обустройству ремонтируемых участков. Однако, Управлением не выяснялся и не рассматривался вопрос о включении в спорный договор работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, тогда как при вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган ограничился лишь констатацией факта отсутствия договора в реестрах."
4. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2022 N 302-ЭС21-27861:
"Делая вывод о несоответствии оспариваемого ненормативного акта антимонопольного органа требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды исходили из недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, отметив формальный подход к рассмотрению поданной обществом жалобы, а также не рассмотрение всех доводов заявителя, приведенных в ней".
5. Определение Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) от 17.11.2022:
"Как следует из решения суда первой инстанции, суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МК N 120" ввиду признания решения от 19.01.2021 по делу N 014/06/59-20/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок недействительным.
Согласно мотивировочной части решения суда от 19.05.2021, удовлетворяя заявленные требования общества, суд исходил из следующего.
При вынесении оспариваемого решения вопрос о наличии работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в соответствии с договором подряда N 9-С/23-п-7 от 10.03.2017 антимонопольным органом не выяснялся и не рассматривался, антимонопольный орган ограничился лишь констатацией факта, что данный договор отсутствует в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
С учетом признания решения недействительным, принятого по результатам рассмотрения жалобы, УФАС по РС (Я) обязано устранить допущенные нарушения ООО "МК N120" с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части данного судебного акта, по мнению суда, в том числе путем повторного рассмотрения жалобы ООО "МК N 120" на действия ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)". При этом итог повторного рассмотрения жалобы не предполагает принятия решения, императивно удовлетворяющего жалобу, поскольку, указанное не следует из резолютивной части решения, а предполагает только возврат в исходный процесс рассмотрения жалобы. В связи с чем, доводы антимонопольного органа о том, что устранение нарушенных прав и законных интересов ООО "МК N 120" выражается в отмене протокола от 30.12.2020 N 0816500000620013065-2 подведения итогов аукциона в электронной форме, победителем которого признано ООО "ЭНЕРГОТЭК", судом отклоняются, как не вытекающие из судебного акта."
6. Постановление Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023:
"Как следует из решения суда первой инстанции, суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МК N 120" ввиду признания решения от 19.01.2021 по делу N 014/06/59-20/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок недействительным.
Согласно мотивировочной части решения суда от 19.05.2021, удовлетворяя заявленные требования общества, суд исходил из следующего. При вынесении оспариваемого решения вопрос о наличии работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в соответствии с договором подряда N 9-С/23-п-7 от 10.03.2017 антимонопольным органом не выяснялся и не рассматривался, антимонопольный орган ограничился лишь констатацией факта, что данный договор отсутствует в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
С учетом признания решения недействительным, принятого по результатам рассмотрения жалобы, УФАС по РС (Я) обязано устранить допущенные нарушения ООО "МК N120" с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части данного судебного акта, по мнению суда, в том числе путем повторного рассмотрения жалобы ООО "МК N 120" на действия ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)". При этом итог повторного рассмотрения жалобы не предполагает принятия решения, императивно удовлетворяющего жалобу, поскольку, указанное не следует из резолютивной части решения, а предполагает только возврат в исходный процесс рассмотрения жалобы. В связи с чем, доводы антимонопольного органа о том, что устранение нарушенных прав и законных интересов ООО "МК N 120" выражается в отмене протокола от 30.12.2020 N 0816500000620013065-2 подведения итогов аукциона в электронной форме, победителем которого признано ООО "ЭНЕРГОТЭК", судом правомерно отклонены, как не вытекающие из судебного акта."
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), с учетом доводов, указанных в вышеизложенных судебных актах, а также на основании имеющихся в деле документов, приходит к следующим выводам:
1. Согласно протоколу N 0816500000620013065 от 30.12.2020 заявка ООО "МК N120" признана несоответствующей на основании следующего:
"На основании п.2 ч.6 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ признать заявку несоответствующей требованиям, установленным в п. 9 ч.1 "Информационная карта" документации в связи с несоответствием участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 указанного закона (участником представлен договор на ремонт и техобслуживание дорог, заключенный не в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ)".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В целях соблюдения вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Частью 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
2(3). |
Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей |
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
Пунктом 9 Информационной карты установлено следующее:
9. |
Дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ. |
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка <_> |
В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
По смыслу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) названной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В целях объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" о предоставлении документов, представленных в составе первых и вторых частей заявок участников закупки.
Из представленных сведений следует, что в своей заявке ООО "МК N120" в качестве подтверждения наличия за последние 5 лета до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), представило договор подряда N 9-С/23-п-7 от 10 марта 2017 г. на ремонт и обслуживание дорог с АО "Газстройальянс".
В соответствии с п. 1.1 договора N9-С/23-п-7 на выполнение работ по ремонту и обслуживанию дорог, подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить ремонт и обслуживание дорог согласно "Техническому заданию" (Приложение N1 к настоящему договору, являющееся его неотъемлемой частью) и рабочей документации, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим договором цену. Пунктом 4.1 договора установлен срок выполнения работ: с момента заключения договора по 01 апреля 2018 года. В приложении N1 к договору N9-С/23-п-7 от 10.03.2017 (техническое задание) установлены наименования работ и затрат.
Согласно данному техническому заданию подрядчик (истец) обязался выполнить работы:
1. Планировка площадей бульдозерами (1 000 кв.м. спланированной поверхности);
2. Устройство щебеночного основания с использованием виброкатков (1 000 кв.м.);
3. Погрузка щебня и перевозка из карьера на расстояние 163 км (тонна);
4. Устройство дорожных насыпей бульдозерами, группа грунтов: 3 (1 000 куб.м. грунта);
5. Устройство сливной призмы и кюветов в выемках, группа грунтов: 2 (100 куб.м. грунта)
6. Уборка снега со строительных площадок и дорог бульдозерами (1 000 куб.м. снега);
7. Засыпка ям бульдозерами мощностью: 118 (160) кВт (л.с.) (100 ям);
8. Срезка кустарника и мелколесья в грунтах естественного залегания, кустарник и мелколесье: средние (1 га);
9. Сгребание срезанного или выкорчеванного кустарника и мелколесья, кустарник и мелколесье: средние (1 га);
10. Очистка площадей от кустарника и мелколесья вручную: при средней поросли (100 кв.м. площади);
11. Устройство и разборка лежневых временных дорог толщиной настила 180 мм; шириной проезжей части 3,5 м (1 км дороги)
12. Планировка вручную дна и откосов выемок каналов, группа грунтов: 3 (1 000 кв.м. спланированной поверхности);
13. Демонтаж и монтаж дорожных знаков: на деревянных брусьях (100 знаков); Устройство зимника:
14. Планировка площадей механизированным способом, группа грунтов: 2 (1 000 кв.м. спланированной площади);
15. Устройство насыпи из снега бульдозерами мощностью 79 (108) кВт (л.с.), 1 группа грунтов (1000 куб.м. грунта);
16. Уплотнение снега тяжеловесной техникой (1 000 куб.м. уплотненного грунта);
17. Полив водой уплотняемого грунта насыпей (1 000 куб.м. уплотненного грунта).
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Техническим регламентом Таможенного союза TP ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N827 (далее - TP ТС 014/2011) предусмотрены процессы проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Подпунктом "в" пункта 13.1 TP ТС 014/2011 проведение работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению отнесены к мероприятиям по эксплуатации.
Согласно подпункту "а" пункта 13.5 TP ТС 014/2011 установка отсутствующих и замена повреждённых дорожных знаков отнесена к требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации. Вышеуказанное также свидетельствует о выполнении работ по содержанию. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утверждены виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в который входит устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.
При этом приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402) работы, связанные с дорожными знаками, отнесены и к капитальному ремонту, и к содержанию автомобильных дорог.
Классификация видов работ на автомобильных дорогах, расположенных на территории Российской Федерации устанавливается согласно п.1 гл.1 Приказа N402.
Пунктом 2.1 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом N 402, установлено, что при проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений могут выполняться отдельные работы по ремонту и содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние.
Из толкования приведенного положения следует, что сам характер работ (контракт/ договор) должен быть на капитальный ремонт, имеющий своей целью приведение ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние, а именно тех элементов автомобильной дороги, которые технически не нуждаются в проведении капитального ремонта, то есть проводятся только как сопутствующие работы для общего завершения работ на линейном объекте.
Из Приказа N 402 следует, что законодатель разграничивает работы по ремонту и капитальному ремонту. Пунктом 19 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Абзацем "а" подпункта 4 пункта 6 Приказа 402 предусмотрены очистка и мойка стоек, дорожных знаков, замена поврежденных дорожных знаков и стоек, подсыпка и планировка берм дорожных знаков, что относится к содержанию дорог.
Между тем, в приложении N 1 к договору на выполнение работ и обслуживанию дорог N 9-С/23-П-7 от 10.03.2017 "Техническое задание" указано выполнение работ по уборке снега, а также демонтажу и монтажу дорожных знаков: на деревянных брусьях, т.е. уже существующие дорожные знаки, а не недостающие.
Следовательно, выполненные работы по замене дорожных знаков относятся к содержанию дорог.
Комиссия Якутского УФАС России, проанализировав условия договора N9-С/23-П-7 от 10.03.2017, установила, что представленные виды работ относятся к видам работ, указанным в III главе "Классификация работ по ремонту автомобильных дорог" и IV главе "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог" Приказа N402, следовательно, не относятся к капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
При этом, указанный договор отсутствует в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом ''О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'' или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом ''О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц''.
Таким образом, заявка ООО "МК120" обоснованно признана несоответствующей дополнительным требованиям, установленным заказчиком, так как представленный ООО "МК N 120" договор не подтверждает соответствующего опыта участника.
При этом, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки, заявка победителя электронного аукциона ООО "ЭНЕРГОТЭК" полностью соответствует требованиям аукционной документации и правомерно признана комиссией уполномоченного учреждения соответствующей требованиям аукционной документации.
2. Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что довод жалобы заявителя о том, что в действиях участников закупки содержатся признаки картельного сговора, образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке и подлежит передаче в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Саха (Якутия).
3. Комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по 13 осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 3.30 Административного регламента).
Комиссия Якутского УФАС России, проанализировав аукционную документацию, размещенную в Единой информационной системе, несоответствия требованиям законодательства о контрактной системе не выявила, доказательств нарушения Закона о контрактной системе в материалы дела представлено не было.
При этом Комиссия Якутского УФАС России установила, что заявитель, зная о требованиях, предъявленных к участникам закупки, принял участие в закупке на предложенных условиях. В жалобе, поданной в антимонопольный орган заявитель не оспаривал положения аукционной документации, в том числе неустановление заказчиком требования о наличии членства в саморегулируемой организации у участника закупки, в связи с истечением срока обжалования, установленного законодательством о контрактной системе.
Вместе с тем, с учетом выводов, изложенных в судебных актах, Якутское УФАС России находит возможным отметить тот факт, что в составе жалобы заявителем не было представлено доказательств того, что заказчик обязан был установить в аукционной документации требование о наличии членства в саморегулируемой организации у участника закупки.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки, в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. В действиях заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), комиссии уполномоченного учреждения ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЦЕНТР ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Нижний Бестях (1157-й км а/д "Лена") - Амга-Усть-Мая - Эльдикан - Югоренок (а/д "Амга") с подъездами к нефтебазе, с. Петропавловск на участке км 249+890 - км 700+840 в Усть-Майском улусе (районе) Республики Саха (Якутия), выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Усть-Мая - Усть-Миль - Белькачи - Кутана (а/д "Белькачи") на участках км 0+000 - км 265+000 в Усть-Майском и Алданском улусах (районах) Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000620013065) нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
2. Передать довод жалобы в части картельного сговора в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 марта 2023 г. N 014/06/99-346/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2023