Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, конкурсная комиссия): (представитель по доверенности);
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее также - ГКУ Упрдор РС(Я), заказчик): (представитель по доверенности) слушатель);
от Акционерного общества "РИК Автодор" (далее - АО "РИК Автодор", заявитель):., , представители по доверенностям);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу АО "РИК Автодор" на действия (бездействие) уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге Бетюнцы (191-й км а/д "Амга") - Сулгаччы - Мындагай - (180-й км а/д "Колыма") Чурапча (а/д "Бетюн") на участке км 19+000 - км 34+000 в Амгинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (извещение N0816500000623002611), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АО "РИК Автодор" на действия конкурсной комиссии уполномоченного учреждения.
Из сути жалобы заявителя следует, что:
1. Заявка заявителя по критерию "Квалификация участников закупки" получил - "0" баллов;
2. Заказчик неправомерно определил предмет закупки в качестве ремонта дороги: Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении к оценке договоров, в том числе по содержанию дорог;
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой заявителя не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Пунктом 3.32 Административного регламента предусмотрено, что по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
30.03.2023 в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, для представления сторонами дополнительных документов и пояснений по жалобе.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
28.02.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0816500000623002611 на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге Бетюнцы (191-й км а/д "Амга") - Сулгаччы - Мындагай - (180-й км а/д "Колыма") Чурапча (а/д "Бетюн") на участке км 19+000 - км 34+000 в Амгинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия).
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 305 274 504,33 рублей.
На участие в закупке подано 3 (три) заявки от участников закупки, 2 (две) заявки признаны соответствующими извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу АО "РИК Автодор" необоснованной на основании следующего.
1.По доводу о том, что Заявка заявителя по критерию "Квалификация участников закупки" получил - "0" баллов, признан необоснованным на основании следующего:
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2023 N 0816500000623002611 заявка заявителя по критерию "Квалификация участников закупки" получил - "0" баллов.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс) является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлены критерии, которые могут использоваться заказчиком для оценки заявок участников закупки, а именно:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в извещении об осуществлении закупки критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (часть 5 статьи 32 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Подпунктом "а" пункта 5 Положения определено, что при проведении конкурсов применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
В силу пункта 20 Положения N2604, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул:
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
В соответствии с извещением открытого конкурса в электронной форме Приложением N5. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке для закупки N0816500000623002611 заказчиком установлен следующий критерий оценки заявок:
- Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
-Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;
Оценка заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела V. "Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки", пункта 32 Раздела VI. "Особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг", в порядке, установленном пунктом 20 Раздела IV. Оценка заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" Положения об оценке заявок.
В соответствие с требованиями пункта 32 раздела VI Положения об оценке заявок при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
- В рамках критерия "Квалификация участников закупки" установлен один показатель "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта".
- Документом, предусмотренным приложением N1 к Положению об оценке заявок, в отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей принимаются к оценке исключительно исполненный договор (договора), предусматривающие выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
К рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения об оценке заявок, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам):
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным Законом N 44;
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения об оценке заявок. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Кроме того, Приложением N5 к извещению о закупке является порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Данный порядок определяет, что по критерию оценки "Квалификация участников закупки", в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия оценки 40%) значение количества баллов, по детализирующему показателю, присваеваемых заявке, подлежащей оценке по критерию оценки (БXi), рассчитывается по следующей формуле:
где:
- максимальное значение по критерию оценки "Квалификация участников закупки" (т.е. наибольшее общее количество исполненных договоров из предложений по данному критерию, сделанных одним из участников.)
- значение по критерию оценки "Квалификация участников закупки", содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого оценивается;
- минимальное значение по критерию оценки "Квалификация участников закупки" (т.е. наименьшее общее количество исполненных договоров из предложений по данному критерию, сделанных одним из участников.)
Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. Участникам закупки, предложение которых будет выше предельного максимального значения характеристики, установленного заказчиком - присваивается 100 баллов по детализирующему показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" (в соответствии с пунктом 21 Положения).
Как следует из представленных сторонами в материалы дела информации и документов на участие в закупке поступило 3 заявки, 2 из которых признаны соотвествующими.
Идентификационный номер заявки |
Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
минимальное значение по критерию оценки "Квалификация участников закупки" (т.е. наименьшее общее количество исполненных договоров из предложений по данному критерию, сделанных одним из участников |
Значение детализирующего показателя участника закупки Хi |
Балл |
Среднее арифметическое в баллах |
Оценка с учетом значимости критерия 40% |
Заявка N 1 |
общее количество исполненных участником закупки договоров |
77 |
77 |
100 |
100 |
0 |
Заявка N 3 |
145 |
100 |
100 |
40 |
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки ЭТП "ТЭК-Торг" о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.
Из представленных оператором сведений следует, что участником закупки с номером заявки 1 (заявитель) в составе второй части заявки представлены договора в количестве -77 шт., который содержит сведения об опыте работы такого участника.
Конкурсная комиссия уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС(Я)" рассмотрела и приняла к оценке весь представленный участником закупки опыт.
Вместе с тем, предложение указанного участника закупки (Хi) при сопоставлении с опытом остальных участников закупки оказалось минимальным (Хmin).
Следовательно, (Хi- Хmin) дало 0 баллов, так как Хi = Хmin. И любое значение, умноженное на ноль, в результате дает ноль.
Таким образом, довод заявителя в части присвоения баллов без учета представленных контрактов опровергается материалами дела и является необоснованным.
2. По доводу о том, что Заказчик неправомерно определил предмет закупки в качестве ремонта дороги: Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении к оценке договоров, в том числе по содержанию дорог, признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего:
Пунктом 3.37 Административного регламента установлено, что, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии со статьей 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
1) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений
Как следует из содержания жалобы, заявитель обжалует действия конкурсной комиссии уполномоченного учреждения и действия (бездействие) заказчика.
Согласно размещенному в единой информационной системе (ЕИС) извещению о закупке, дата и время окончания срока подачи заявок по извещению N0816500000623002611 16.03.2023 09:30 (МСК+6) года.
При этом, жалоба заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 24.03.2023 года в 12 часов 05 минут т.е. по истечении срока, предусмотренного Законом о контрактной системе для обжалования.
Довод жалобы признан не подлежащим рассмотрению.
Жалоба АО "РИК Автодор" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу АО "РИК Автодор" на действия (бездействие) уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге Бетюнцы (191-й км а/д "Амга") - Сулгаччы - Мындагай - (180-й км а/д "Колыма") Чурапча (а/д "Бетюн") на участке км 19+000 - км 34+000 в Амгинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (извещение N0816500000623002611) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 апреля 2023 г. N 014/06/48-420/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023