Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 0345200015723000011 от 04.03.2023 на оказание услуг по организации и проведению "Студия 47" - Мастер-класс по вокалу на сумму 459 475,10 (далее - Контракт), при НМЦК 476 140,00 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 17.03.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 31.03.2023 в 10:00 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, запросив у Общества и Заказчика необходимые документы, заседание продолжилось 31.03.2023 в 15:30, Участник и Заказчик обеспечили явку, а также предоставили запрашиваемые документы и пояснения.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Заказчиком и Участником документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято на основании того, что по состоянию на 17.08.2023 г. услуги по организации "Студия 47" - Мастер-класса по вокалу не оказаны, необходимая документация Заказчику на согласование не поступала, запланированное на 18.03.2023 мероприятие невозможно к проведению.
Ввиду выявленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, Комиссия выявила, что п. 1.1. Контракта установлено, что Исполнитель принимает на себя обязательство по на оказание услуг оказание услуг по организации и проведению "Студия 47" - Мастер-класс по вокалу (далее - "услуги"), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
Согласно п. 1.2. услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1).
Согласно Приложению N 1:
1.1. Исполнитель оказывает услуги по организации и проведению "Студия 47" - Мастер-класс по вокалу (далее - Мероприятие), включающие в себя:
- оказание услуг по реализации программы Мероприятия;
- оказание услуг по обеспечению площадкой Мероприятия;
- оказание услуг по обеспечению продукцией визуального оформления Мероприятия и обеспечению расходными материалами и раздаточной продукцией участников, спикеров, гостей Мероприятия;
- обеспечение питьевой водой Мероприятия;
- организацию информационной кампании Мероприятия;
- создание обучающего видеоматериала;
- сбор обратной связи участников (анкета в электронном виде) в день проведения Мероприятия
- предоставление отчетной документации и результатов обратной связи (отзывов).
1.2. Заказчик: государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Центр патриотических, добровольческих, учебных и досуговых программ "Молодежный" (далее - ГБУ ЛО "Центр "Молодежный").
1.3. Участники Мероприятия: молодежь в возрасте от 14 до 35 лет. В их числе студенты профильных и непрофильных образовательных учреждений Ленинградской области, молодые специалисты в сфере вокального искусства, молодые вокалисты Ленинградской области.
В рамках реализации и проведения всех этапов Мероприятия должно принять участие не менее 40 человек. Исполнитель оказывает содействие в регистрации участников в автоматизированной информационной системе "Молодежь России" (https://myrosmol.ru/).
Срок проведения Мероприятия - 18 марта 2023 года.
Место проведения согласуется с Заказчиком в срок, установленный техническим заданием.
1.4. Исполнитель в течение периода реализации Контракта с момента его подписания, направляет в адрес Заказчика письма-согласования с применением следующих способов информирования: с официальной электронной почты Исполнителя на официальную электронную почту Заказчика, указанными в Контракте, почтовыми отправлениями на юридический/фактический адреса Исполнителя и Заказчика, посредством курьерской доставки почтовых отправлений. Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения письма-согласования рассматривает данное письмо и направляет письменный ответ в адрес Исполнителя с согласованием представленных материалов или перечнем замечаний. Устранение замечаний должно быть произведено Исполнителем в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения перечня замечаний.
В соответствии с пп. 1.7. п. 1 разд. 3 Описания объекта закупки для подготовки и реализации Мероприятия Исполнитель должен обеспечить работу специалистов:
- администратора (далее - Администратор), в количестве 4 (четырёх) человек, которые должны иметь опыт не менее 3 (трех) лет в организации и проведении аналогичных мероприятий;
- хелперов на площадке (помощь при застройке, обслуживании во время мероприятия и демонтаже).
Исполнитель в течение 3 (трех) рабочих дней с даты подписания Контракта должен направить Заказчику резюме специалистов по каждому направлению с
подтверждающими документами.
В соответствии с пп. 1.8. п. 1 разд. 3 Описания объекта закупки Исполнитель привлекает для мастер-классов Мероприятия:
- профессионального музыканта/композитора/продюсера (далее - Эксперт). Эксперт должен иметь опыт проведения мастер-классов по музыкальному направлению на территории России или за рубежом не менее 5 (пяти) лет. Эксперт должен иметь профильное музыкальное образование. Эксперт должен иметь не менее 5 (пяти) грамот и благодарностей за участие в массовых, концертных, театрализованных или телевизионных мероприятиях на территории России или зарубежья. Эксперт должен иметь опыт работы с артистами российской эстрады.
Исполнитель привлекает по одному Эксперту для каждого мастер-класса Мероприятия (общее количество привлеченных Экспертов не менее 3 (трех) человек).
- артиста - "звезда" (далее - Артист). Для блока "Открытый диалог с приглашенной звездой" Исполнитель привлекает Артиста. Артист должен быть медийной личностью в музыкальной сфере и быть потенциально популярным и известным для молодежи. Опыт работы в музыкальной сфере на территории России или за рубежом не менее 5 (пяти) лет.
Кандидатура Артиста согласовывается с Заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Контракта.
- модератора (далее - Модератор). Для блока "Открытый диалог с приглашенной звездой" Исполнитель привлекает Модератора. Модератор - высококвалифицированный специалист, который должен следить за соблюдением правил Мероприятия, контролировать общение участников, блокировать нарушителей, осуществлять грамотное взаимодействие с Артистом.
Исполнитель в течение 3 (трех) рабочих дней с даты подписания Контракта должен направить Заказчику резюме (в т.ч. портфолио, подтверждающие профессиональные владения творческого направления) специалистов по каждому направлению мастер-класса.
В соответствии с п. 2 разд. 3 Описания объекта закупки площадка мероприятия
должна находится в Московском районе г. Санкт-Петербурга не более 2,1 км от станции метро "Московская".
В соответствии с пп. 3.4. п. 3 разд. 3 Описания объекта закупки Исполнитель не позднее 3 (трех) рабочих дней до начала проведения Мероприятия должен предоставить Заказчику расходные материалы и раздаточную продукцию Мероприятия, которая включает в себя:
1) Брендированный шоппер. Количество: 50 шт. Плотность материала от 220 г/м2, состав 100% хлопок. Размер не менее 34х40 см, ручки: 70x3 см. Одностороннее нанесение печати. Цвет согласуется с Заказчиком. Дизайн согласно брендбуку Мероприятия.
2) Рамка для диплома 21x30 (A4). Количество: 50 шт. Материал багета: пластик, материал вставки: стекло, ширина багета: 14-20 мм. Цвет: белый.
3) Диплом участника (А4) с нанесением брендбука мероприятия. Количество: 45 шт.
4) Благодарность для Эксперта (А4) с нанесением брендбука Мероприятия. Количество: 4 шт.
5) Маска одноразовая, медицинская - 1 упаковка по 100 штук в каждой. Размер 95*175, цвет: белый.
6) Брендированный именной бейдж (глянцевая поверхность) 70 мм с печатью и лентой с креплением для бейджа металлическая клипса. Количество: 60 шт.
Материал вкладыша бейджа мелованная матовая бумага, плотность бумаги: 350 г/м2. С брендбуком мероприятия - для всех категорий посетителей: участник, организатор, спикер/эксперт, специалист. Не менее 70 шт. (вкладыши). Размер вкладыша бейджа: длина 13,3 см, ширина 8,9 см.
Лента для бейджа с креплением - металлическая клипса не менее 11 мм, текстиль или полиэстер, ширина ленты бейджа не менее 1,5 см, толщина ленты бейджа не менее 0,1 мм. Не менее 60 шт. (ленты). цвет: белый. С брендбуком мероприятия.
Исполнитель должен согласовать с Заказчиком макеты расходных материалов и раздаточной продукции мероприятия в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Контракта.
В соответствии с пп. 5.4 п. 5 разд. 3 Описания объекта закупки Исполнитель обязан обеспечить подготовку пресс-релиза мероприятия (объем не менее 500 печатных знаков) с использованием цитаты, которая предоставляется Заказчиком, и размещение его в 1 (одном) региональном СМИ/информационном портале не менее чем за 3 (три) дня до даты мероприятия.
Перечень СМИ/информационных порталов согласовывается Заказчиком в течение 1 (одного) дня с даты предоставления перечня Исполнителем.
Согласно п. 9.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2023 года (включительно). Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
Из материалов дела следует, что стороны 04.03.2023 Заключили Контракт, при этом в целях скорейшего разрешения организационных вопросов представители стороны начали взаимодействие еще на до подписания Контракта, при этом переписка была организована через электронную почту.
Комиссия УФАС Ленинградской области установила, что Участник связался с Заказчиком и начал процесс согласования позиций, вместе с тем между сторонами возник гражданско-правовой спор, который касался возможности привлечения на роль артиста - "звезды" ряда кандидатов, которая так и не была согласована, что в силу короткого срока, привело к невозможности проведения мероприятия.
Комиссия подчеркивает, что не разрешает данный гражданско-правой спор и не занимает чью-либо точку зрения по нему, считает лишь возможным привести в решении основные позиции.
Из письменной позиции Заказчика:
По состоянию на 15.03.2023 Исполнителем не представлены Заказчику на согласование все необходимые позиции раздела 3 Описания объекта закупки, в результате чего мероприятие 18.03.2023 не проводилось.
Исполнителем 01.03.2023 посредством электронной почты была предложена кандидатура Артиста Смолова Полина.
Учреждением 01.03.2023 направлено письмо о том, что данная кандидатура не рассматривается, поскольку согласно пункту 1-3. Описания объекта закупки, предложенная кандидатура не соответствовала целевой аудитории проводимого мероприятия, Учреждение также выразило просьбу о предоставлении в срок до 2 марта 2023 до 12:00 альтернативных вариантов согласно пункту 1.8. и пункту 1.3. Описания объекта закупки.
Исполнителем 02.03.2023 посредством электронной почты была предложена кандидатура Артиста Оля Кекс.
03.03.2023 Учреждение письмом не согласовало по тем же основаниям и представило свои предложения по кандидатуре, в частности было предложено: группа "Марсель", Анет Сай, Просто Лера, Ваня Дмитриенко, Тося Чайкина, группа IOWA, группа "Лауд", Маrу Gu, Юрий Музыченко, Эльдар Джарахов, Гречка, Lizer, Женя Мильковский и пр.
Важным и ключевым для мероприятия являлось также привлечение для проведения мастер-классов экспертов, организация места проведения и организация расходных материалов. Письма на согласование в адрес учреждения не поступали.
Поскольку Исполнителем не принимались меры по надлежащему исполнению Контракта, то 17.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, решение было размещено в ЕИС и получено Исполнителем того же числа.
В связи с чем, меру в виде включения в РНП Заказчик считает соразмерной.
Из позиции Участника:
В период с 01.03.2023 по 15.03.2023 между Заказчиком и Участником проходил процесс согласования ряда позиций, вместе с тем Предприниматель был ограничен как короткими сроками, так и финансовой составляющей, тем не менее Участник владеет собственным агентством, поэтому был способен провести подобное мероприятие в заданных условиях.
Для организации мероприятия, Участнику было необходимо согласовать ключевые позиции, поэтому в адрес Заказчика предложены на согласование две кандидатуры на позиции "звезда", от которых влияло дальнейшее согласование (формирование программы, раздаточная продукция и т.д.).
Первоначально Участник предложила на данную позицию Полину Смолову.
Представитель пояснила, что является Предпринимателем и одновременно профессионалом в музыкальной сфере (летом 2005 завоевала Гран-при на конкурсе молодых исполнителей международного фестиваля искусств "Славянский базар 2005"; с песней "Mum" представляла Белоруссию на конкурсе "Евровидение 2006", в июле 2007 заняла четвёртое место на международном конкурсе "Новая волна" в Юрмале, весной 2008 стала финалисткой российского отборочного тура "Евровидение 2008", 7 марта 2012 года участвовала в финале российского отборочного тура "Евровидение 2012" (композиция "Michael"), конце 2015 года открыла "Продюсерский центр Полины Смоловой").
После отказа кандидатуры Полины Смоловой, Участником предложены другая "звезда": Оля Кекс (в декабре 2012 года заняла второе место в конкурсе "Звезда удачи". В составе группы "U LIKE" участвовала в конкурсе "Живой звук" на телеканале Россия-1. В 2014 году группа стала финалистом Международного вокального турнира "Терем Кроссовер". Позже открыла школу битбокса для детей и подростков города Санкт-Петербург. Оля Кекс - чемпион России по битбоксу. В 2018 году Оля Кекс приняла участие в вокальном шоу "Песни" на телеканале ТНТ. В 2021 году Ольга Кекс стала участницей шоу "Я почти знаменит" на Первом канале и вышла в финал).
После отказа и данной звезды, Участник не мог согласовать именно звезду из того перечня, который прислал Заказчик, тем не менее Исполнитель обращался к Заказчику 10.03.2023 с просьбой согласовать цвет и размеры раздаточных материалов, план проведения мероприятия и специалистов.
Так же в материалы дела Ленинградского УФАС, Исполнитель приобщил доказательства согласования договора с предложенным Заказчиком Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Дом молодежи "Пулковец" Московского района по аренде помещения, для проведения мероприятия.
С ООО "Лидер" шло согласование по изготовлению необходимых для исполнения Контракта расходных материалов и раздаточной продукции, предусмотренной пунктом 3.4 Перечня оказываемых Исполнителем услуг Приложения N 1 к Контракту.
В связи с тем, что ключевые моменты так и не получили согласования, то 14.03.2023 Исполнителем направлялось предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон, однако Заказчик письмом от 17.03.2023 исх.N 252 отказался заключать соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
15.03.2023 в адрес Исполнителя поступила претензия об оплате неустойки (штраф, пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств, понимая, важность возможного дальнейшего сотрудничества данная неустойка была полностью оплачена Исполнителем, что подтверждается платежным поручением N 3 от 16.03.2023.
Намерений сорвать мероприятие Заказчику не имелось, просит не применять к нему подобную меру, поскольку она явно несоразмерно всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 17.03.2023, Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, и получена Участником.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам (Комиссия просит обратить внимание сторон, на каждый из выводов, поскольку принятое решение о не включении сведений в РНП об Участнике, не свидетельствует о согласии с его позицией по всем пунктам):
1) Комиссия считает необходимым особо отметить, что поддерживает позицию Заказчика о том, что у него действительно имелись обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными условиями и Описанием объекта закупки.
В Контракте имеется дата проведения мероприятия и сроки согласования всех позиций, поскольку мероприятие не проведено, а позиции не согласованы, то Заказчик в полной мере руководствовался Контрактом, Законом о контрактной системе и нормами ГК при принятии решения.
Тем не менее Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, а не разрешала гражданско-правовой спор.
Комиссия обращает внимание сторон, что Верховный Суд РФ в Определении по делу N А32-47028/2018 от 12.03.2020 перечислил обязанности антимонопольного органа, которые сводятся к проверке, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение и были ли намерения такого неисполнения. Сам по себе отказ заказчика от исполнения контракта не имеет как такового значения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений от заказчиков к контролирующему органу.
Под влиянием судебной власти сформировался подход, согласно которому антимонопольный орган обязан установить вину лица в форме умысла, определить степень его заботливости и осмотрительности, выявить наличие или отсутствие нацеленности и заинтересованности в действиях (бездействии), направленных на исполнение его обязательств.
Таким образом, антимонопольный орган полноценно исследует и анализирует действия (бездействие) участника контрактной системы в связи с развитием института РНП, основанном на эволюции судебной интерпретации положений Закона о контрактной системе, а не поверхностном анализе текста одностороннего отказа Заказчика.
Комиссия принимает во внимание факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Из всего вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник все-таки стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства.
Материалами дела подтверждается, что Предприниматель начал вести согласования, основной ситуацией повлиявшей на взаимоотношения стороны между Заказчиком и Участником является согласование звезды.
С одной стороны, Комиссия учитывает позицию Заказчика о том, что он наделен правом не согласовывать их и Предприниматель после отказов в согласовании мог предложит иные варианты, с другой стороны, Комиссия не может сказать, что Участник полностью бездействовал, вопрос того, что Заказчик наделен полномочиями отказывать в любых позициях по которым требуется согласование не является прямым недобросовестным поведением.
Комиссия учитывает, что Участник вел переписку, реагировал на претензии, самостоятельно оплатил выставленные штрафные санкции, проводил согласования для организации аренды помещения и изготовления раздаточных материалов, что не может доказывать намеренное желание не исполнить обязательства.
Последовательность действий Исполнителя являются для Комиссии доказательством его стремления исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как исключительно недобросовестное поведение соразмерное включение в РНП.
Таким образом, анализ дела в своей совокупности не позволяет Комиссии усмотреть прямого умысла в действиях Участника сорвать обязательства перед Заказчиком.
Комиссия при этом исходит из того, что положениями Контракта предусмотрено применение гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что является в данном случае достаточной мерой по сравнению с включением сведений в РНП.
2) Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Участника обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП, при том, что нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика по данной закупке не выявлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ИП Смолова П.П. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 31 марта 2023 г. N 047/10/104-546/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023