Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3183-ИП/23 от 31.03.2023) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на предоставление услуг по защите от DoS/DDoS-атак.07.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 844 800,00 рублей.
Как следует из жалобы, оспаривает признание Общества уклонившимся от заключения контракта, в связи с представлением несоответствующей гарантии в качестве обеспечения контракта.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно доводам жалобы, Заявитель считает, что его независимая гарантия, представленная в качестве обеспечения контракта полностью соответствовала требованиям Извещения и Закону о контрактной системе.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2023 NИЭА1победителем признан Заявитель.
Из материалов дела следует, что 21.03.2023 в 11:57 (МСК) в адрес Участника по средствам электронной площадки Заказчиком направлен проект контракта.
В срок, установленный Законом о контрактной системе, Участник подписал проект контракта, а именно 22.03.2023 в 10:51 (МСК).
Из материалов дела следует, что Участник к подписанному контракту прикрепил независимую гарантию независимая от 21.03.2023 N 9991-4S1/1227602, выпущенная ПАО "БАНК УРАЛСИБ" (далее - Гарантия).
Комиссия подтверждает правомерность выводов Заказчика о том, что Гарантия не могла быть приняты в качестве надлежащего обеспечения на основании следующего.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комиссия отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее - Постановление Правительства N 1005) предусмотрены типовые формы независимых гарантий, предъявляемых в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях.
Так, Постановлением Правительства N 1005 предусмотрена типовая форма независимой гарантии для обеспечения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Анализ Гарантии указывает на то, что она не соответствует типовой форме постановления Правительства N 1005 по следующим основаниям:
1) согласно Типовой форме, Гарантия должна содержать п. 16 "Дополнительные условия" (при их наличии). Гарантия содержит условия, установленные в п. 16, 17, 18 при этом, в Гарантии отсутствует п. 16 "Дополнительные условия", предусмотренный Типовой формой;
2) Типовой формой не предусмотрено включение в Гарантию пункта 17, 18 вместе с тем, в гарантии установлен пункт 17, 18 не предусмотренный Типовой формой БГ.
Более того, вышеуказанная Гарантия не соответствует требованиям Извещения по сроку действия.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна содержать срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц.
В соответствии с п. 2.2 проекта контракта Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 30 июня 2024 года, а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно п. 2.3 проекта контракта срок оказания услуг - в течение 12 месяцев с момента заключения Контракта.
При этом, согласно п. 4.1.2 проекта контракта к обязательствам исполнителя, наряду с оказанием услуг, отнесено исполнение обязанности по отчету за оказанные Услуги Заказчику в сроки в соответствии с Контрактом и Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с п. 6.2 проекта контракта не позднее 5 (пяти) рабочих дней месяца, следующего за отчетным, Исполнитель формирует и подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя документ о приемке оказанных Услуг в единой информационной системе в сфере закупок.
Исходя из того, что последний месяц оказания услуг с учетом требований п. 2.3 проекта контракта, апрель 2024 года, обязательства Исполнителя, предусмотренные п. 6.2 проекта контракта, должны быть выполнены в течение пяти рабочих дней, а вышеуказанный срок должен перекрываться сроком действия независимой гарантии.
Согласно условиям Гарантии, срок ее действия установлен - 05.05.2024, при этом, с 1 по 5 мая 2024 нет необходимого количества рабочих дней, которое бы превышало срок п. 6.2 проекта контракта.
Соответственно, установленный в Гарантии срок действия не превышает предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией.
Таким образом, Заказчик верно трактовал, что Гарантия не может быть принята в качестве обеспечения исполнения контракта, поскольку не соответствует ни форме, ни требованиям Извещения.
Аргумент Общества о том, что Гарантия согласовывалось с Заказчиком не может быть принят во внимание.
Представленная переписка проходила не на официальных бланках, а также не с официальной почты Заказчика с печатями и необходимым ЭЦП, тот факт, что представители в неофициальном форме вели переговоры не подтверждает факт соответствия самой Гарантии требованиям Извещения и формы.
Также необходимо учитывать, что Закон о контрактной системе вовсе не содержит положений о какой-либо процедуре предварительного согласования проекта независимой гарантии с Заказчиком.
При этом Закона о контрактной системе содержит прямую обязанность победителя электронной процедуры подписать контракт усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Более того, права или обязанности на предварительное общение (ведение электронной переписки) с победителем электронной процедуры до подписания контракта Закон о контрактной системе не предусматривает.
Комиссия может учитывать направленность действий на подписание контракта и предоставление обеспечения в последующем, а именно при рассмотрении дела о включении в РНП, однако в настоящем случае, ответственность за надлежащую Гарантию несет только Заявитель, все зависимости от того, у кого он просил содействия для ее выпуска.
Исходя из изложенного выше, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия комиссии необоснованной, так как в представленная Заявителем независимая гарантия не соответствует типовой форме независимой гарантии, утвержденной Постановлением Правительства N 1005, а также не соответствует Извещению, поскольку срок действия Гарантии не превышает предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, то есть его довод о полном соответствии независимой Гарантии не находит своего подтверждения.
Комиссия не усматривает в действиях конкурсной комиссии нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СМАРТСИСТЕМС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 апреля 2023 г. N 047/06/42-569/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2023