Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МОНАРХ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального учреждения "Культурный центр "Усадьба Кривякино" (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения "Воскресенский центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по содержанию модульных туалетов, включая работы по откачке отходов и заправке водой, для нужд МУ "КЦ "Усадьба Кривякино" (извещение N 0848600006823000117 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части принятия неправомерного решения о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 09.03.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 549 798,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 17.03.2023;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки,
5) по результатам подведения итогов заявка 1 участника закупки признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения о проведении Аукциона, а также ненадлежащим образом сформирован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2023 NИЭА1 (далее - Протокол) заявка Заявителя с идентификационным номером заявки "113758056" признана несоответствующей требованиям, установленным извещением о проведении Аукциона, по следующим основаниям:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Участник не представил документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ - отсутствует - копия лицензии или Выписка из реестра лицензий, или договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с указанием разрешенных видов работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: Сбор, Транспортирование, Утилизация отходов IV класса опасности".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствие с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлен перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Перечень), утвержден Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень включает в себя следующие виды работ:
1. Сбор отходов I класса опасности
2. Сбор отходов II класса опасности
3. Сбор отходов III класса опасности
4. Сбор отходов IV класса опасности
5. Транспортирование отходов I класса опасности
6. Транспортирование отходов II класса опасности
7. Транспортирование отходов III класса опасности
8. Транспортирование отходов IV класса опасности
9. Обработка отходов I класса опасности
10. Обработка отходов II класса опасности
11. Обработка отходов III класса опасности
12. Обработка отходов IV класса опасности
13. Утилизация отходов I класса опасности
14. Утилизация отходов II класса опасности
15. Утилизация отходов III класса опасности
16. Утилизация отходов IV класса опасности
17. Обезвреживание отходов I класса опасности
18. Обезвреживание отходов II класса опасности
19. Обезвреживание отходов III класса опасности
20. Обезвреживание отходов IV класса опасности
21. Размещение отходов I класса опасности
22. Размещение отходов II класса опасности
23. Размещение отходов III класса опасности
24. Размещение отходов IV класса опасности.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по содержанию модульных туалетов, включая работы по откачке отходов и заправке водой, для нужд МУ "КЦ "Усадьба Кривякино".
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено в том числе следующее:
"3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Участник закупки должен иметь действующую лицензию (копию) или договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с указанием разрешенных видов работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: Сбор, Транспортирование, Утилизация отходов IV класса опасности. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям: - копия лицензии или Выписка из реестра лицензий или договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с указанием разрешенных видов работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: Сбор, Транспортирование, Утилизация отходов IV класса опасности".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно Техническому заданию в рамках исполнения контракта осуществляются в том числе следующие виды услуг:
"3.1 Исполнитель принимает на себя обязательства по:
3.1.1 Санитарному содержанию и уборке помещений модульных туалетов, включающие в себя:
- удаление мусора из мусорных корзин, замену пакетов для сбора мусора, очистку и дезинфекцию мусорных корзин;
- влажную уборку мусорных корзин с внешней и внутренней стороны с применением моющих средств;
- транспортировку отходов к местам накопления и загрузку в контейнеры;
- сухую и влажную уборку пола с использованием ручного инвентаря;
- очистку плинтусов;
- удаление пыли со всех горизонтальных и вертикальных поверхностей (без применения специальных приспособлений);
- очистку полотен дверей и дверных коробок, включая доводчики и дверные ручки;
- удаление пыли и грязи в труднодоступных местах;
- чистку сантехнических устройств (унитазы, раковины) с использованием специальных химических средств;
- очистку и полировку зеркал с использованием ручного инвентаря;
- комплектацию дозаторов и диспенсеров, расходными материалами (туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое мыло, дезинфицирующие средства);
- промывание туалетных ершиков и емкостей для них, при необходимости осуществляя замену пришедших в негодность;
- мойку стен туалетов;
- сухую уборку и удаление пятен;
- очистку светильников;
- информирование Заказчика об обнаруженных в ходе уборки неисправностях;
- уборку помещений до и после мероприятий".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии таких лицензий является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении контракта на выполнение работ (оказание услуг), предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь субподрядчика (соисполнителя), обладающего соответствующими документами.
Изучив извещении о проведении Аукциона, Комиссия приходит выводу о том, что действия Заказчика, в части установления требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности ограничивают количество участников закупки и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении положений извещения о проведении Аукциона, отклонение заявки Заявителя за предоставление информации, установленной требованиями извещения о проведении Аукциона с нарушениями, неправомерно.
Аналогичным образом Аукционной комиссией допущены нарушения в части признания заявок участников закупки с идентификационными номерами "113745596", "113737489", "113718344", "113760388", "113768694", несоответствующими требованиям Извещения о проведении Аукциона.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Аукционной комиссии нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии в части формирования протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не противоречат требования Закона о контрактной системе закупок.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНАРХ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе
4. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 30.03.2023 N 050/06/105-9808/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 марта 2023 г. N 050/06/105-9808/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2023