Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.04.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"___" А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"___"С.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"___"Ч.Г. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России
от государственного заказчика - Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва:
- "___"О.С., действующая на основании доверенности N 1 от 28.03.2023 года (до объявленного перерыва);
- "___"А.А., действующая на основании приказа б/н от 12.10.2022 года;
при участии в рассмотрении жалобы путем использования видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "___"У.Э., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года N 1 (до объявленного перерыва)
от индивидуального предпринимателя "___" (далее ИП "___" О.А.):
- "___"О.А., действующая на основании доверенности от 27.03.2023 года N 1,
28.03.2023 года в 17 часов 00 минут был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 29.03.2023 года 17 часов 00 минут,
рассмотрев жалобу (вх. N 1149 от 23.03.2023 года) индивидуального предпринимателя "___" (ОГРНИП: 322745600161369, ИНН: 740701689471, Дата присвоения ОГРНИП: 21.11.2022 года) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823000682 "Поставка световой башни для восполнения материального резерва Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта: 181 132, 00 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), в разделе "Реестр жалоб".
Согласно письменным доводам жалобы ИП "___" О.А. после внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823000682 под описание объекта закупки подходит единственный производитель ООО "Орион".
До рассмотрения жалобы в адрес Тывинского УФАС России от Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва поступили письменные возражения на жалобу (вх. N 1219 от 28.03.2023 года), согласно которым государственный заказчик с доводами жалобы не согласен, так как под описание объекта закупки подходит 3 производителя световых башен: ООО "Заря", ООО "Орион", ООО "НПП Арена".
В ходе рассмотрения жалобы представители государственного заказчика с доводами жалобы не согласились и поддержали письменные возражения, направленные ранее.
Представитель ИП "___" О.А. поддержала письменные доводы жалобы в полном объеме, а также пояснила, что ООО "НПП Арена" не подходит под описание объекта закупки.
ИП "___" О.А. представила дополнения к жалобе (вх. N 1242 от 29.03.2023 года), в соответствии с которыми сравнительная таблица, представленная Службой по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва, не соответствует действительности.
29.03.2023 года за вх. N 1241 от Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва поступили дополнительные письменные возражения на жалобу, согласно которым в описании объекта закупки является потребностью государственного заказчика.
Рассмотрев жалобу, а также выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823000682 "Поставка световой башни для восполнения материального резерва Республики Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
14.03.2023 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823000682 "Поставка световой башни для восполнения материального резерва Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта: 181 132, 00 рублей.
17.03.2023 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823000682 "Поставка световой башни для восполнения материального резерва Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта: 181 132, 00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0112200000823000682 от 24.03.2023 года и принято следующее решение:
Номер заявки |
Порядковый номер |
Решение о соответствии заявки требованиям, установленным в извещении, или об отклонении заявки |
1891079 |
1 |
Соответствует |
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0112200000823000682 от 24.03.2023 года победителем электронного аукциона N 0112200000823000682 признан участник закупки N 1891079.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок), который вступил в законную силу 31.03.2017 года.
Подпунктом 1 пункта 5.1 раздела 5 Порядка уполномоченный орган формирует извещение об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту 1 пункта 5.2 раздела 5 Порядка заказчик формирует и направляет в уполномоченный орган заявку на закупку, в том числе утвержденное руководителем заказчика или иным уполномоченным лицом описание объекта закупки и проект контракта (договора), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица, через РКС.
Подпунктом 2 пункта 5.1 раздела 5 Порядка определено, что уполномоченный орган утверждает документацию о закупке, за исключением описания объекта закупки, проекта контракта (договора), критериев оценки заявок на участие в конкурсе, наличия ограничений (запретов, преимуществ), единых требований к участникам закупки.
На основании изложенного, заказчик - Служба по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва несет ответственность за разработку извещения об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в части описания объекта закупки и проекта контракта (договора).
1. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в частности, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в извещении о закупке, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара установлены в описании объекта закупки (Техническое задание), являющегося приложением к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823000682, а именно:
N п/п |
Наименование |
Характеристика |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Световая башня |
Питание - однофазная электросеть переменного тока напряжением 220 В, 50 Гц, двухфазная электросеть переменного тока напряжением 380 В, 50 Гц или от автономной электростанции; Источник света - с использованием светодиодов LED технологии, последнего поколения Количество светодиодных модулей, шт -3 Крепление светодиодных модулей - текстильная застежка Световой поток, Лм - не менее 110 000 Включение светодиодных модулей, сек - не более 2 Датчик давления в гибкой опоре - наличие Количество страховочных креплений - 4 Разъем питания 220В с защитной крышкой - наличие Компрессор - мощностью 150 до 1200 Вт., производительностью 2,5 - 3,5 м. куб/мин, с избыточным давление 10000 - 14000 Па. Высота установки в рабочем состоянии - не менее 5 м. Время надува тканевого цилиндра - не более 1 мин, Общая мощность установки не должна превышать 1800Ватт Ветроустойчивость (с растяжками) - до 20 м/сек; Класс защиты от поражения электрическим током - I или II Наличие встроенного генератора - да; Мощность генератора, кВт - не менее 2,7 Расход топлива, л/ч - не более 0,8 Быстросъемное крепление осветительной установки к генератору - наличие Комплектация - тканевый купол, компрессор, электрогенератор, комплект растяжек, комплект усиленных кольев, модули со светодиодным источником света LED технологии |
шт. |
1 |
24.03.2023 года письмом (исх. N 5-1080) Тывинского УФАС России от государственного заказчика - Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва запрошены сведения о не менее 2 (двух) производителях световой башни, соответствующих требованиям описания объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823000682. Рекомендуемая форма:
п/п |
Наименование световой башни и указание на производителя |
Требования к характеристикам световой башни из описания объекта закупки |
Требования к характеристикам световой башни из инструкции (со ссылкой на пункты и страницу из инструкции) |
1 |
N 1 - "_____" |
|
|
2 |
N 2 - "_____" |
|
|
|
|
|
|
Службой по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва сопроводительным письмом (вх. N 1219 от 28.03.2023 года) представлена сравнительная таблица о соответствии требованиям описания объекта закупки 3 производителей световых башен: ООО "Заря", ООО "Орион", ООО "НПП Арена".
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения ограничения конкуренции (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года).
В свою очередь, невозможность участия в закупке какого-либо заинтересованного лица, а равно отсутствие у каких-либо заинтересованных лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2019 по делу N А19-12265/2018).
Кроме того, в силу положений Правил использования с учетом того, что заказчик самостоятельно формирует объект закупки, позиции каталога, подлежащие применению, определяются заказчиком самостоятельно при формировании конкретного объекта закупки.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2020 года N 24-05-08/20208.
При этом, ИП "___" О.А. не представлены документы, подтверждающие недостоверность показателей, указанных в сравнительной таблице государственного заказчика.
При таких обстоятельствах, довод ИП "___" О.А. о невозможности поставки эквивалентного товара в соответствии с условиями извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823000682 является необоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
Пунктом 1 части 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе к извещению об осуществлении закупки, должен быть приложен проект контракта.
Согласно пункту 11.1 раздела 11 проекта государственного контракта установлено, что: "Срок действия настоящего Контракта является существенным условием и определен со дня заключения Контракта до 31 декабря 2022 г. (включительно) или до полного исполнения обязательств сторонами. Его завершение не освобождает Стороны от гарантийных обязательств, от ответственности за нарушение условий настоящего Контракта, допущенных в период срока его действия, и не прекращает обязательства неисполненные Сторонами".
Согласно статье 425 Гражданского кодекса РФ определено, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, и признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Таким образом, срока действия государственного контракта не может быть позднее срока его подписания, то есть не позднее 2023 года.
Следовательно, в действиях государственного заказчика - Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва установлено нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части установления в проекте государственного контракта, являющегося приложением к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823000682, противоречивых условий его исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "___" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва нарушение части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в проекте государственного контракта, являющегося приложением к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823000682, противоречивых условий его исполнения.
4. Выдать государственному заказчику - Службе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии |
А.О. "___" |
Члены Комиссии |
С.С. "___"
Ч.Г. "___" |
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сысуевой Анны Александровны необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 3 апреля 2023 г. N 017/06/105-27/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2023