Резолютивная часть решения объявлена 31.03.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующая на основании доверенности от 11.01.2022 года N 8,
от государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва:
- "_", действующий на основании доверенности от 29.03.2023 года б/н,
"_", действующая на основании доверенности от 29.03.2023 года б/н,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва:
- "_", действующая на основании доверенности от 29.03.2023 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Новая школа" (далее - ООО "Новая школа"),
рассмотрев жалобу (вх. N 1185 от 27.03.2023 года) ООО "Новая школа" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 на приобретение оборудования (физика) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Новая школа" извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) государственным заказчиком при описании объекта закупки неправомерно использован код позиции каталога товаров, работ, услуг (КТРУ);
2.) установленные в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 требованиям к товару соответствуют только единственный товар.
Представители государственного заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что потребностью заказчика является приобретение набора по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования, которому соответствует только код позиции КТРУ 32.99.53.130-00000047, в связи с чем, были использован заказчиком.
Представитель уполномоченного органа пояснила, что при описании объекта закупки государственным заказчиком необходимо был быть использован код позиции КТРУ с кодом ОКПД2 - 26.20.40.190.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 на приобретение оборудования (физика) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2).
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 16.03.2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 на приобретение оборудования (физика) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", начальная (максимальная) цена контракта - 30 176 200 рублей.
1.) Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 (далее - Правила).
Как следует из подпункта "б" пункта 2 Правил, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция (пункт 8 Правил).
Учитывая изложенные положения Закона о контрактной системе и Правил, в случае если объект закупки включен в соответствующую позицию КТРУ, то описание объекта закупки осуществляется по такой позиции КТРУ, а если описание объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, то заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, при применении той или иной позиции КТРУ либо неприменении позиции КТРУ заказчик руководствуется не наименованием самого объекта закупки, а наименованием закупаемого товара учитывая, что в одно наименование объекта закупки может включать несколько наименований закупаемых товаров.
Указанная позиция соответствует правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 19.06.2019 года N МЕ/51304/19, Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 21.10.2021 года N 24-06-06/85270 и от 24.01.2022 года N 24-03-08/4090.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783, государственным заказчиком при описании объекта закупки использован код позиции КТРУ 32.99.53.130-00000047 "Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования", включающий в себя один показатель характеристики товара - предметная область.
В свою очередь, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что КТРУ содержит позицию 26.20.40.190-00000007 "Цифровая лаборатория для школьников" с обязательным применением с 16.05.2022 года.
По результатам изучения (сопоставления) характеристик товара, указанных в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783, и характеристик товара, указанных в позиции КТРУ 26.20.40.190-00000007, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что характеристики товара, указанные в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783, в полной мере соответствует характеристикам товара, которые указаны в позиции КТРУ 26.20.40.190-00000007 (в частности, тип пользователя - обучающийся, предметная область - физика, тип датчика - множественный выбор, в который, в том числе, включены - датчик давления газа, датчик силы (динамометр) и т.д., а также диапазоны датчиков, дополнительные материалы - учебное пособие, аккумулятор и т.д.).
Указанное свидетельствует о том, что государственный заказчик при формировании требований к закупаемому товару должен был руководствоваться информацией, включенной в позицию КТРУ 26.20.40.190-00000007, что и не было исполнено им.
Кроме того, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственным заказчиком закупается также цифровой микроскоп, который имеет свою позицию в КТРУ 26.51.61.110-00000006 "Микроскоп цифровой", что также и не применена государственным заказчиком.
Подобное описание объекта закупки (неприменение вышеуказанных позиции КТРУ) приводит к уходу от установления запрет (ограничения) на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, которые в свою очередь, устанавливаются в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.
При таких обстоятельствах, государственным заказчиком - Министерством образования Республики Тыва в нарушение части 6 статьи 23 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной, подпункта "б" пункта 2 и пункта 4 Правил неправомерно использован код позиции КТРУ 26.20.40.190-00000007.
Таким образом, довод ООО "Новая школа" о неправомерности использования государственным заказчиком при описании объекта закупки кода позиции КТРУ является обоснованным.
Указанные действия государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.) Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем, ООО "Новая школа" не представлены достаточные доказательства того, что установленным в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 требованиям к товару соответствуют только единственный товар.
Таким образом, довод ООО "Новая школа" о том, что в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 установлены требования, указывающие на единственный товар (производитель), не нашел своего подтверждения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Кроме того, в силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1) и проект контракта (пункт 5).
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
При этом, как следует из части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требование обеспечения гарантийных обязательств устанавливается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта в случае установления требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 требование к гарантии качества товара не установлено.
Вместе с тем, в разделе 11 проекта контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, в том числе, установлены требования к его сроку действия, размеру обеспечения.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что потребностью государственного заказчика является наличие гарантии качества товара и гарантийных обязательств поставщика, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что государственным заказчиком - Министерством образования Республики Тыва в нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 и проекте контракта установлены противоречивые сведения в отношении требований к гарантии качества товара и гарантийных обязательств.
Установление таких противоречивых сведений может привести к заблуждению потенциальных участников закупки при принятии решения об участии в рассматриваемой закупке, а также злоупотреблению заказчиком своих прав при приемке товара (часть 7.1 статьи 94 Закона о контрактной системе).
Указанные действия государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новая школа" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва нарушение части 6 статьи 23 и пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпункта "б" пункта 2 и пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145, в части неправомерного использования кода позиции каталога товаров, работ, услуг.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000783 и проекте контракта противоречивых сведений в отношении требований к гарантии качества товара и гарантийных обязательств.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, государственному заказчику - Министерству образования Республики Тыва, оператору электронной торговой площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 5 апреля 2023 г. N 017/06/105-29/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023