Резолютивная часть решения объявлена 31.03.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
при участии в рассмотрении жалобы путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от заказчика - Министерства образования Республики Тыва
- "_" действующая на основании доверенности от 14.03.2023 года б/н;
- "_" действующая на основании доверенности от 14.03.2023 года б/н;
- "_" действующая на основании доверенности от 14.03.2023 года б/н,
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_" действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года N 1,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Н_" (далее - ООО "Н_.."),
рассмотрев жалобу (вх. N 1186 от 27.03.2023 г.) Общества с ограниченной ответственностью "Н_" на положения извещения электронного аукциона N 0112200000823000785 "Приобретение оборудования (видеодистант) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в разделе "Реестр жалоб" N 202300187300000161.
Согласно жалобе ООО "Н_" извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) в описании объекта закупки содержит характеристики товара, не соответствующие выбранной заказчиком кода ОКПД2-32.99.53.130, а также закупаемое оборудование (видеодистант) имеет схожие характеристики с интерактивной панелью, имеющей код позиции КТРУ - 26.20.13.000-0000002, заказчик намерено не использовал этот подходящий код;
2.) установленные в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 требованиям к товару соответствуют только единственный товар.
В ходе рассмотрения жалобы представители государственного заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что потребностью заказчика является приобретение оборудования (видеодистант), по которому в КТРУ отсутствует соответствующая позиция, в связи с чем, был использован заказчиком код ОКПД2 32.99.53.130.
Представитель уполномоченного органа не поддержала пояснения государственного заказчика пояснила, что при описании объекта закупки необходимо было применить код позиции ОКПД2 - 26.20.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения электронного аукциона N 0112200000823000785 "Приобретение оборудования (видеодистант) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в ЕИС 16.03.2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 "Приобретение оборудования (видеодистант) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"", начальная (максимальная) цена контракта: 4 000 000,00 рублей.
22.03.2023 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 "Приобретение оборудования (видеодистант) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"", начальная (максимальная) цена контракта: 4 000 000,00 рублей.
Извещение электронного аукциона N 0112200000823000785 "Приобретение оборудования (видеодистант) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"" утверждено приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 16.03.2023 года N 2023.002129.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок может быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
Подпунктом 2 пункта 5.2 Порядка предусмотрено, что заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного ответственность за описание объекта закупки несет Заказчик.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 заказчиком является Министерство образования Республики Тыва.
С учетом изложенного Министерство образования Республики Тыва является лицом ответственным за соблюдение законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки.
1.) В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 145) утверждены:
- Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Учитывая изложенные положения Закона о контрактной системе и Правил, в случае если объект закупки включен в соответствующую позицию КТРУ, то описание объекта закупки осуществляется по такой позиции КТРУ, а если описание объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, то заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, при применении той или иной позиции КТРУ либо неприменении позиции КТРУ заказчик руководствуется не наименованием самого объекта закупки, а наименованием закупаемого товара учитывая, что в одно наименование объекта закупки может включать несколько наименований закупаемых товаров.
Указанная позиция соответствует правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 19.06.2019 года N МЕ/51304/19, Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 21.10.2021 года N 24-06-06/85270 и от 24.01.2022 года N 24-03-08/4090.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 предметом закупки является приобретение оборудования (видеодистант) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва, при этом заказчиком в извещении установлен код ОКПД2 - 32.99.53.130.
По результатам изучения информации, размещенной в ЕИС, в том числе, КТРУ - 26.20.13.000-0000002, Комиссией Тывинского УФАС России не установлено подходящая к описанию объекта закупки (характеристикам товара, указанных в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785) позиция КТРУ в ЕИС отсутствует, в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о правомерности применения заказчиком кода ОКПД2 - 32.99.53.130.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что описание объекта закупки содержит характеристики товара, не соответствующие выбранной заказчиком кода ОКПД2 не нашел своего подтверждения.
2.) Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем, ООО "Новая школа" не представлены достаточные доказательства того, что установленным в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 требованиям к товару соответствуют только единственный товар.
Таким образом, довод ООО "Новая школа" о том, что в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 установлены требования, указывающие на единственный товар (производитель), не нашел своего подтверждения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Кроме того, в силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1) и проект контракта (пункт 5).
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
При этом, как следует из части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требование обеспечения гарантийных обязательств устанавливается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта в случае установления требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 требование к гарантии качества товара не установлено.
Вместе с тем, в разделе 11 проекта контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, в том числе, установлены требования к его сроку действия, размеру обеспечения.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что потребностью государственного заказчика является наличие гарантии качества товара и гарантийных обязательств поставщика, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что государственным заказчиком - Министерством образования Республики Тыва в нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 и проекте контракта установлены противоречивые сведения в отношении требований к гарантии качества товара и гарантийных обязательств.
Установление таких противоречивых сведений может привести к заблуждению потенциальных участников закупки при принятии решения об участии в рассматриваемой закупке, а также злоупотреблению заказчиком своих прав при приемке товара (часть 7.1 статьи 94 Закона о контрактной системе).
Указанные действия государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Но_.." необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823000785 и проекте контракта противоречивых сведений в отношении требований к гарантии качества товара и гарантийных обязательств.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, государственному заказчику - Министерству образования Республики Тыва, оператору электронной торговой площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 5 апреля 2023 г. N 017/06/105-33/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023