Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская
специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС В.Х. Мельниченко;
при участии представителей:
Заявитель - ГБУЗ РК "Нижнегорская районная больница" (далее - Заказчик, Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
Ответчик - ООО УКЦ "Ника" (далее - Ответчик) - Третьяк А.А. (по доверенности); Княгницкая Ю.А. (по доверенности);
рассмотрев обращение Заявителя (вх. N2187 от 04.04.2023) о включении информации об ООО УКЦ "Ника" (ИНН: 9102223411, юридический адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 77/4, офис 315, 295034) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине: уклонение Ответчика от заключения контракта по итогам закупки "Оказание услуг по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов в ГБУЗ РК "Нижнегорская РБ" (извещение N 0375200007323000049), (далее - Закупка), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), на основании п. 13 Правил, пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступило обращение Заявителя о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО УКЦ "Ника" ввиду уклонения от заключения Контракта.
В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Ответчиком, Комиссия установила следующее.
Согласно извещению о проведении Запроса котировок в электронной форме, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- начальная (максимальная) цена контракта - 43 333,30 руб.;
- извещение размещено - 13.03.2023 г.
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от от 21.03.2023 NИЗК1 ООО "Московская академия профессионального образования" признано победителем запроса котировок в электронной форме с ценовым предложением 3 000,00 руб. Ответчику ООО УКЦ "Ника" присвоено второе место в результате участия в закупке.
Однако 22.03.2023 в 15:19 Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС) опубликован Протокол об отказе от заключения контракта NПОК20_1 с ООО "Московская академия профессионального образования".
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что 23.03.2023 в 11:13 Заказчиком на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещен на подписание проект контракта для ООО УКЦ "Ника".
На основании пункта 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
На основании пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
На основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны Ответчика определен оператором электронной торговой площадки 24.03.2023 г. (23:59).
В вышеуказанный срок ООО УКЦ "Ника" не подписан проект контракта.
На основании изложенного Заказчиком был составлен и размещен в единой информационной системе протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, с указанием факта, являющегося основанием для признания Ответчика уклонившимся от заключения контракта.
На заседании Комиссии Крымского УФАС России по рассмотрению обращения Заявителя представитель Ответчика пояснил, что умысел на уклонение от заключения Контракта в действиях Общества отсутствовал. Также Ответчик предоставил пояснения следующего содержания: "Ввиду того, что в результате DOS-атак был утрачен доступ к электронной почте zakupri@centr82.ru и данная почта привязана к личному кабинету на электронной лощадке АО "ЕЭТП", все уведомления, в том числе уведомление о поступлении контракта для подписания, нами не были получены. Также не были получены уведомления от ФАС, что в отношении ООО УКЦ "Ника" рассматривается дело по включению информации в реестр недобросовестных поставщиков. Впервые данное уведомление нами было получено 06.04.2023 г. на электронную почту ot@centr82.ru и мы незаедлительно на него отрагировали.
Мы не уклонялись преднамеренно от подписания контракта и, в случае необходимости, готовы его подписатьсегодня и добросовестно исполнить в срок. Наше предприятие неоднократно принимало участие в закупках и никогда не уклонялось от подписания контрактов ранее. Все подписанные контракты выполнены в полном объеме и без штрафных санкций. Наше предприятие никогда не привлекалось в качестве ответчика по государственным контрактам. Имеем огромный опыт работы и множество благодарственных писем. Мы являемся субъектом малого предпринимательства и своевременно оплачиваем налоги в бюджет Республики Крым, включение информации в реестр недобросовестных поставщиков нанесет огромный материальный ущерб и репутационные потери, что в свою очередь может привести к банкротству предприятия, поскольку работа с государственными заказчиками является существенной частю в общем объеме оказания образовательных услуг. Соответственно наши сотрудники (10 человек) могут лишиться своих рабочих мест. Приложены соответствующие документы-подтверждения".
Исходя из устных и письменных пояснений Отвечика, комиссией установлено, что у Ответчика был заблокирован доступ к электронной почте, "привязанной" к электронной площадке и в связи с тем, что способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) запрос котировок, подписание контракта должно было осуществиться в течении 1 рабочего дня, за этот период работа электронной почты не восстановилась.
Кроме того, Заказчик на заседании Комиссии на включении в Реестр недобросовестных поставщиков ООО УКЦ "Ника" не настаивал.
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Сам по себе факт не подписания Ответчиком контракта не является самостоятельным и достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия Крымского УФАС России полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что в действиях Поставщика, не подписавшего в установленный срок проект контракта, отсутствовали признаки злостного умышленного поведения, направленные на неисполнение им, как участником закупки, своих обязанностей по подписанию и исполнению контракта. Кроме того, Ответчик готов приступить к исполнению контракта, в случае возможности его заключения. Таким образом, поставщиком предприняты все возможные меры.
В соответствии с п.п. б п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой институт защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия принимает во внимание осуществленные действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, устные и письменные показания Отвечика.
Кроме того, Комиссия Крымского УФАС России принимает во внимание положительный опыт исполнения государственных и муниципальных Контрактов, сведения о которых также содержатся в ЕИС, а также приложенные к возражениям Ответчика благодарственные письма от других организаций, что также косвенно свидетельствует о добросовестности Ответчика.
Доказательств, однозначно свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО УКЦ "Ника" в материалах дела отсутствуют. В рассматриваемом случае умышленное уклонение ООО УКЦ "Ника" от заключения контракта не установлено.
Учитывая вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 96, 104 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об Ответчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии Т.В. Бачинская
В.Х. Мельниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 7 апреля 2023 г. N 082/06/104-255/2023-РНП
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2023