Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб
N 2 Управления контроля размещения государственного заказа Копылова С.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Джаримова Б.Н.,
начальника отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа Кузнецовой Е.С.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Кутузова М.Ю., ООО "Стройсервисгрупп" Тебенькова А.В., представители
АО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Стройсервисгрупп" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок),АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009923000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего описание объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 200 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 16901131240390020242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 05.04.2023;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) в результате рассмотрения заявок, все заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки "83", предложивший сумму цен единиц товара, работ, услуг в размере 10 253 617,27 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев,в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует,что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
1.1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки Извещения неправомерно установлено требование к исполнителю государственного контракта о наличии лицензий, выданных ФСБ России на деятельность предприятия, учреждения или организации по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - Лицензии).
Согласно статье 27 Федерального закона от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации,а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Из пункта 1.1 описания объекта закупки, являющегося составной частью Извещения, следует, что предметом технического задания является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники, в том числе с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с пунктом 4.7.1 описания объекта закупки Извещения оказание услуг осуществляется лицами, имеющими действующие Лицензии.
Пунктом 4.8 описания объекта закупки Извещения установлено,что перечень оборудования для оказания услуг, по которому лицо обязано иметь Лицензии, перечислен в приложении N 2.1. к техническому заданию. Оказание услуг, в отношении которых установлено требование о наличии Лицензий допускается исполнителем самостоятельно или с привлечением третьих лиц (соисполнителей), при условии наличия у соисполнителей Лицензий.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил,что оборудование, подлежащее техническому обслуживанию и ремонту находится в помещениях, имеющих режим секретности. Так, на оборудовании, подлежащем обслуживанию, проводится обработка информации, содержащей сведения, составляющей государственную тайну, что подтверждается приказами Заказчика для служебного пользования N 300/ДСП от 29.06.2017 и N 672/ДСП от 03.11.2022.
Согласно пояснению представителя Заказчика, допуск персонала для проведения работ в данных помещениях осуществляется:
- при наличии у сотрудника организации оформленного установленным порядком допуска к государственной тайне;
- при наличии у организации лицензии ФСТЭК России и/или ФСБ России на право проведения данных работ.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование к исполнителю государственного контракта о наличии действующих Лицензий является законным и не ограничивает круг потенциальных участников Аукциона, поскольку в соответствии с пунктом 4.8 описания объекта закупки, оказание услуг, в отношении которых установлено требование о наличии Лицензий, допускается исполнителем самостоятельно или с привлечением соисполнителей при условии наличия у соисполнителей Лицензий.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2. Из довода жалобы Заявителя следует, что при описании объекта закупки объединены функционально невзаимосвязанные с предметом закупки услуги.
В соответствии с Извещением предметом Аукциона является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники.
Кроме того, согласно сведениям из ЕИС Заказчиком выбран код ОКПД
95.11.10.190 "Услуги по ремонту прочего компьютерного и периферийного компьютерного оборудования".
Разделом 6 описания объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью Извещения, предусмотрена услуга обработки оцифрованных документов.
Пунктом 6.3 описания объекта закупки Извещения установлено, что услуга обработки оцифрованных документов предусматривает обеспечение исполнителем преобразования, оцифрованных на оборудовании Заказчика бумажных документов в редактируемые форматы с последующей передачей и использованием в информационной системе предприятия.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что услуга обработки оцифрованных документов неразрывно связана с услугой обслуживания оргтехники, так как одной из основных функций оргтехники является сканирование. При этом участие исполнителя в процессе преобразования документов, в том числе совершения им преобразования и передачи документов, не требуется.
Вместе с тем описанием объекта закупки не предусмотрены условия в отношении участия исполнителя в процессе преобразования документов.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что услуга обработки оцифрованных документов является функционально невзаимосвязанной с предметом закупки.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем описании объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42
Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
1.3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки не установлены сроки для разработки и представления Заказчику услуги мониторинга.
Пунктом 6.2 описания объекта закупки установлено, что услуги мониторинга технического состояния оборудования и управления политикой печати предусматривают использование на объектах Заказчика специализированного программного обеспечения для решения следующих задач: сбор информации о текущем техническом состоянии оборудования в режиме "on-line"; настройка и обеспечение соблюдения политик печати в соответствии с требованиями Заказчика; сбор информации о показаниях счётчиков, ошибках и предупреждениях, в работе оборудования в режиме "on-line"; анализ информации и заблаговременное выявление возможных инцидентов.
Пунктом 7.2 описания объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью Извещения, установлен порядок оказания услуги мониторинга, управления политиками печати.
Из пункта 7.2.1 описания объекта закупки следует, что исполнитель выполняет настройку специализированного программного обеспечения в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта.
В соответствии с пунктом 7.2.2 описания объекта закупки специализированное программное обеспечение должно обеспечивать выполнение функции мониторинга.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что сроки оказания услуги мониторинга указаны в пункте 7.2.1 описания объекта закупки.
Вместе с тем пунктом 7.2.1 описания объекта закупки сроки установлены в отношении специализированного программного обеспечения, включающего в себя в соответствии с пунктом 7.2.2 описания объекта закупки Извещения услугу мониторинга.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выраженные в ненадлежащем описании объекта закупки, а именно не установившего срок разработки и представления услуги мониторинга, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
1.4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки ненадлежащим образом установлен срок оказания услуги по инвентаризации оборудования.
В соответствии с пунктом 7.1.1 описания объекта закупки инвентаризация и передача оборудования на обслуживание должны быть завершены в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта.
Вместе с тем в соответствии с планом оказания услуг описания объекта закупки срок инвентаризации системы печати и тиражирования -в течении 30 дней с момента заключения контракта.
В соответствии с описанием объекта закупки установлено, что система печати и тиражирования - это совокупность технических средств печати и тиражирования документов, серверов печати, автоматизированных рабочих мест управления и контроля печати и программного обеспечения, необходимых для обеспечения процесса печати и тиражирования бумажных документов.
Также описанием объекта закупки установлено, что оборудование (техника) - это технические средства печати и тиражирования документов (принтеры, копировально-множительные аппараты, многофункциональные устройства и т.д.), аппаратная часть серверов печати и автоматизированных рабочих мест управления и контроля печати, передаваемые исполнителю на обслуживание.
Комиссией установлено, что согласно описанию объекта закупки оборудованием является многофункциональное устройство, принтер, сканер, термопринтер, факс.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что пунктом 7.1.1 описания объекта закупки предусмотрена инвентаризация и передача оборудования на обслуживание исполнителю, при этом планом оказания услуг описания объекта закупки Извещения предусмотрена инвентаризация системы печати и тиражирования.
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о том, инвентаризация, указанная в пункте 7.1.1 описания объекта закупки, отличается от инвентаризации, установленной планом оказания услуг описания объекта закупки Извещения.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выраженные в ненадлежащем описании объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям ЕИС закупка проводится в форме электронного аукциона.
Комиссией установлено, что требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения установлено требование о предоставлении в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта.
Вместе с тем положениями статьи 49 Закона о контрактной системе не предусмотрено предоставление предложения о цене в составе заявки на участие в Аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составу заявки Извещения, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе,что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Пунктом 4.8 описания объекта закупки установлено, что перечень оборудования, в отношении которого оказываются услуги, для доступа,к которому лицо обязано иметь Лицензию, перечислен в приложении N 2.1 к техническому заданию.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Приложение N 2.1 отсутствует в описании объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил,что при составлении описания объекта закупки Извещения допущена техническая ошибка.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выраженные в ненадлежащем описании объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройсервисгрупп" обоснованной в части пунктов 1.2, 1.3, 1.4 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1, 3 пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок,Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 11.04.2023 по делу N 28/06/105-125/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 апреля 2023 г. N 28/06/105-125/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023