Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" на действия Заказчика Управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района и Уполномоченного органа Администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003623000138 "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл",
УСТАНОВИЛА:
31.03.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" (далее-Заявитель) на действия Заказчика Управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района и Уполномоченного органа Администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003623000138 "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком установлены требования к участникам закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Представитель Уполномоченного органа, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является Управление капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 957 600,67 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно Извещению, объектом закупки является Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл".
Согласно Извещению, Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: "В соответствии со ст. 52, ст. 53 Гр.К РФ участник закупки (за исключением лиц, перечисленных в ч. 2.2. ст. 52 Гр.К РФ) должен быть действующим членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Гр.К РФ. В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ. В соответствии со ст. 55.8, 55.16 ГрК РФ уровень ответственности участника закупки, как члена СРО, в компенсационном фонде и фонде обеспечения договорных обязательств определяется исходя из размера обязательств по контракту (договору) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта, по которому планируется осуществление строительного контроля, а именно: стоимости работ на объекте "Выполнение работ по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твердых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл" (муниципальный контракт от 15.03.2023 г. N 18), которая составляет 360 644 968.95 руб".
При этом в Приложении N3 к Извещению "ТРЕБОВАНИЯ К
СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ" (далее-
Приложение N3) установлено, что Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, - не требуются.
Таким образом, установленные Заказчиком в Извещении и Приложении N 3 к Извещению требования к участникам закупки носят противоречивый характер.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что в силу ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) обязанность членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлена для лиц, выполняющих работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Кроме того, соответствующая обязанность предусмотрена пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ для технического заказчика и частью 3.1. статьи 52 ГрК РФ для застройщика в случае самостоятельного осуществления им строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Осуществление строительного контроля является функцией застройщика, однако, по решению последнего может быть полностью передана техническому заказчику. При этом технический заказчик должен быть членом саморегулируемой организации в силу прямого указания на это в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
В соответствии со ст. 55.8, 55.16 ГрК РФ уровень ответственности участника закупки, как члена СРО, в компенсационном фонде и фонде обеспечения договорных обязательств определяется исходя из размера обязательств по контракту (договору) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта, по которому планируется осуществление строительного контроля, а именно: стоимости работ на объекте "Выполнение работ по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твердых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл" (муниципальный контракт от 15.03.2023 г. N 18), которая составляет 360 644 968.95 рублей.
Таким образом, Заказчик считает, что участник закупки должен быть действующим членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом уровень ответственности участника закупки, как члена СРО, в компенсационном фонде и фонде обеспечения договорных обязательств должен быть не ниже 2 уровня.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 10 ст.1 ГрК РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно ч. 1 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Исходя из вышеизложенного, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
Объектом, по которому требуется проведение строительного контроля является "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл".
Согласно абз. 9 п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" рекультивация земель мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно пояснениям Заказчик, проведение закупки на оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ. "Кристалл" основано на проектносметной документации, прошедшей государственную экспертизу и получившей положительное заключение от 26.07.2022 N 64-1-1-2-050808-2022, в которой предусмотрены затраты на выполнение строительного контроля в размере 8 488,3 тыс. рублей.
При этом Заказчиком не представлено доказательств и информации о том, что в рамках проведения рекультивации территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл", предусмотрены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Извещении требование к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не соответствуют требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в рамках проведения электронного аукциона N
0160300003623000018 "Выполнение работ по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твердых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл" Заказчиком не устанавливалось требование к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Указанное правонарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП.
Исходя из вышеизложенного, правовых оснований для проведения электронного аукциона N 0160300003623000138 "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл" у Заказчика не имелось.
Данные обстоятельства дают основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования Аукциона.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙКОНТРОЛЬ" на действия Заказчика Управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района и Уполномоченного органа Администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003623000138 "Оказание услуг по строительному контролю по объекту: "Рекультивация территории, состоящей из земельных участков, нарушенных при складировании и захоронении твёрдых коммунальных и прочих отходов, расположенной по адресу: Саратовская область, город Энгельс, промзона, в районе ФГКУ "Кристалл" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об аннулировании Аукциона.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 апреля 2023 г. N 064/06/31-400/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2023