Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее -Инспекция) в составе:
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _, действующего на основании приказа Министерства финансов Республики Мордовия N43-л от 22.04.2022 года "О назначении директора Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок"", участвующего в заседании Инспекции 23.03.2023 года;
Министерства цифрового развития Республики Мордовия - _, действующего на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.03.2023 года NЮЭ9965-23- 51078283, участвующего в заседании Инспекции 23.03.2023 года; _, действующего на основании доверенности б/н от 07.04.2023 года (со сроком действия 1 (один) год); _, действующей на основании доверенности б/н от 07.04.2023 года (со сроком действия 1 (один) год);
в результате проведения внеплановой проверки в период с 16 марта 2023 года по 10 апреля 2023 года открытого конкурса в электронной форме N0809500000323000316 на выполнение работ по созданию и внедрению в эксплуатацию государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Мордовия (далее - Конкурс) в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1576 (далее - Правила), на основании приказов Мордовского УФАС России "О проведении внеплановой проверки в отношении Министерства цифрового развития Республики Мордовия" от 15.03.2023 года N45/23, "О продлении срока проведения внеплановой проверки в отношении Министерства цифрового развития Республики Мордовия" от 27.03.2023 года N56/23,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 01.03.2023 года (вх.N968/23) поступило обращение государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Заявитель, Уполномоченное учреждение) о нарушении Министерством цифрового развития Республики Мордовия (далее - Заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при проведении Конкурса. Заявитель полагает, что Заказчиком в извещении о проведении Конкурса не правомерно установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 года N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Конкурса размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru 09.02.2023 года.
Начальная (максимальная) цена контракта: 16 900 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 01.03.2023 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 03.03.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 06.03.2023.
Закупка осуществляется в рамках реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (федеральный проект "Цифровое государственное управление").
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 03.03.2023 NПРОII1 на основании пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке (с идентификационными номерами: 1, 2) комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а именно участниками закупки не указан (не продекларирован) порядковый номер реестровой записи в реестре российского программного обеспечения.
1. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято, в том числе Постановление N1236.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Подпунктом 2(1) Постановления N1236 установлено, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Исходя из вышеизложенных положений Постановления N1236 следует, что под программным обеспечением, в рамках Постановления N1236, понимается в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программного обеспечения. Аналогичные выводы отражены в письме Минфина России от 30.04.2020 года N24-03-06/35429.
В силу пункта 2 (2) Постановления N1236 подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Общие требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурентном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Инспекцией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о поведении Конкурса установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением N1236, а также в разделе извещения "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" к составу заявок участников рассматриваемой закупки установлены требования в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и пунктом 2.2 Постановления N1236.
Вместе с тем в разделе извещения о проведении Конкурса "Описание объекта закупки" Заказчиком указано следующее:
"Выполнение работ по созданию и внедрению в эксплуатацию государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Мордовия (далее - ГИСОГД, Система). Под созданием ГИСОГД Республики Мордовия подразумевается развертывание типового тиражируемого программного обеспечения ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ТТПО ГИСОГД), размещенного в Федеральной государственной информационной системе "Национальный фонд алгоритмов и программ для ЭВМ" (уникальный идентификационный номер объекта учета: 10.0312632.001.01 (10.0312632)). Под внедрением ГИСОГД Республики Мордовия подразумевается доработка функциональных возможностей ТТПО ГИСОГД в соответствии с требованиями настоящего Описания объекта закупки, установка и настройка его функциональных возможностей, а также ввод в эксплуатацию системы" (пункт 1.1 Описания объекта закупки). "Исполнитель предоставляет Государственному заказчику исключительные права на результаты разработки ГИСОГД Республики Мордовия с момента подписания документа о приемке выполненных работ" (пункт 4.1.14 Описания объекта закупки).
Присутствующие на заседании Инспекции Мордовского УФАС России представители Уполномоченного учреждения, Заказчика пояснили, что принятие решения о допуске участников Конкурса на основании извещения в редакции, содержащей запрет в соответствии с Постановлением N1236, повлечет необоснованное отклонение/допуск заявок таких участников.
Инспекция Мордовского УФАС России исходя из фактических обстоятельств дела, приняв во внимание предмет заключаемого по результатам закупки контракта, пояснения представителей сторон, приходит к выводу, что в рассматриваемом случае установление Заказчиком запрета, предусмотренного Постановлением N1236, нарушает положения пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащую требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 79.
Инспекция Мордовского УФАС России отмечает, что согласно описанию объекта закупки в рамках разработки системы должна быть создана Подсистема безопасности и защиты информации ГИСОГД Республики Мордовия от несанкционированного доступа. Разработка компонентов информационного и программного обеспечения ГИСОГД Республики Мордовия должна осуществляться с учетом требований приказа ФСТЭК РФ от 11 февраля 2013 г. N17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах". Подсистема безопасности должна включать, в том числе криптографическая защита информации. Подсистема безопасности должна включать в свой функционал защиту от несанкционированного доступа. Для этих целей ГИСОГД Республики Мордовия должна обеспечивать конфиденциальность информации в БД путем разграничения доступа пользователей, как для разных их категорий, так и внутри категорий, в соответствии с полномочиями и т.д. (пункт 4.1.11 Требования к защите информации от несанкционированного доступа).
В соответствии с пунктом 10 раздела II Приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 года N17 ("Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных система") для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Вместе с тем Инспекция Мордовского УФАС России, проанализировав содержание извещения о проведении Конкурса и его разделов, установила, что Заказчиком в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены требования к участнику закупки, исполнителю контракта о наличии вышеуказанных лицензий.
Данные действия Заказчика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 8 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
В силу части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
Пунктом 1 приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17.12.2020 года N715 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем" (далее - Приказ N715) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) информационных систем и (или) иных информационных систем, а также информационная карта типовых условий контрактов.
Данные типовые условия контракта размещены на сайте единой информационной системы - 02.06.2021 года (реестровый номер - N1400700000521003) и применяются с учетом особенностей, определенных в информационной карте типовых условий контрактов, а именно: при выполнении работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственной (муниципальной) информационной системы; код предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД "ОК 034-2014 (КПЕС 2008)": 62.01.1; вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по созданию и внедрению в эксплуатацию государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Мордовия, Заказчиком определен код ОКПД2 - 62.01.12.000 "Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем". Следовательно, в настоящем случае применение типовых условий контракта, утвержденных Приказом N715, является для Заказчика обязательным.
При этом Инспекцией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в нарушение пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе типовые условия контракта, утвержденные Приказом N715, при осуществлении рассматриваемой закупки не применены, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия Министерства цифрового развития Республики Мордовия при проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000323000316 на выполнение работ по созданию и внедрению в эксплуатацию государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Мордовия нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 15 части 1, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с признанием электронного Конкурса несостоявшимся.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 апреля 2023 г. N 013/06/99-148/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023