Резолютивная часть объявлена 06 апреля 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<...> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии директора муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Тимская средняя общеобразовательная школа имени героя советского союза Н.В. Черных" (далее - МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных") <...> (личность удостоверена), в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "СТК-СЕРВИС" (далее - ООО "СТК-СЕРВИС") <...> (по доверенности, личность удостоверена), <...> (по доверенности, личность удостоверена), очно и дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/3963686876, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NМВ/1025/23 от 31.03.2023 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Комитетом городского хозяйства г. Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "СТК-СЕРВИС" (адрес: 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 3, корпус 1, литер Б, пом. 2.5; ИНН 7802283885), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 30.03.2023 г. (вх. N1472-эп/23) поступило обращение заказчика - МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных" о включении информации в отношении ООО "СТК-СЕРВИС" (адрес: 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 3, корпус 1, литер Б, пом. 2.5; ИНН 7802283885) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Благоустройство территории (школьный стадион) МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных" (закупка N0344300043922000003).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
30.06.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного конкурса N0344300043922000003 для нужд заказчика по предмету: "Благоустройство территории (школьный стадион) МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных", проект контракта, ИКЗ:223462400262346240100100200014399244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 291 1395 руб. 04 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2022 NИЭА1, по результатам рассмотрения заявок участников закупки победителем закупки было признано ООО "СТК-СЕРВИС" (идентификационный номер участника закупки 2).
22.07.2022 г. между заказчиком МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных" и ООО "СТК-СЕРВИС" был заключён контракт N0344300043922000003 от 22.07.2022 г. по предмету: "Благоустройство территории (школьный стадион) МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных" на сумму 7 171 835 руб. 14 коп. (реестровый номер контракта 34624002623 22 000004) (далее - Контракт).
Пунктом 3.2. Контракта определено: "Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 15 августа 2022 г. (включительно)".
Как следует из документов, представленных в материалы дела, 16.08.2022 Заказчиком в адрес ООО "СТК-СЕРВИС" была направлена претензия N481 от 16.08.2022, из которой следует, что "по состоянию на 16 августа 2022 г. работы, предусмотренные условиями Контракта не завершены Подрядчиком".
Как следует из материалов дела, 13.12.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо N205 от 13.12.2022 с просьбой утвердить локально-сметный расчет, подписать акты выполненных работ КС-2 и КС-3 и оплатить выполненные работы.
16.12.2022 в адрес Общества поступило письмо N610 от 16.12.2022, в которым Заказчик уведомил Подрядчика о нарушении срока исполнения работ по утвержденному графику, а также о том, что "В связи с появившимися разногласиями между Подрядчиком и Заказчиком по факту соответствия с проектно-сметной документации выполненных объемов работ, а также запросом полиции о предоставлении документов по Объекту Заказчиком было принято решение на основании п. 4.4.7. Контракта привлечь независимых экспертов для проведения проверки выполненных объемов работ.
По результатам заключения независимой экспертной организацией будет произведена приемка выполненных объемов работ в соответствии с проектно-сметной организацией".
Вместе с тем, в материалы дела, а также на заседании Комиссии Курского УФАС России, Заказчиком заключение независимой экспертной организацией представлено не было. Кроме того, представитель Общества на заседании Комиссии Курского УФАС России указал, что о проведении данной экспертизы Заказчик не уведомил его надлежащим образом.
20.01.2023 Заказчиком в адрес Общества направлен Мотивированный отказ от подписания документов о приемке N1 от 15.12.2022 г. из которого следует, что "Подрядчиком в составе электронного документа о приемке N1 от 15.12.2022 г. вложен Локально-сметный расчет, виды и объемы работ в котором не соответствуют Проектно-сметной документации, Заказчик не заключал с Подрядчиком соглашений об изменении видов и объемов работ, в связи с этим вложенный в документ о приемке Локально-сметный расчет Заказчиком не принимается.
На основании п.5.7. Контракта Заказчиком произведена экспертиза фактически выполненных Подрядчиком работ на предмет соответствия условиям Контракта и Проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Экспертной комиссией Заказчика установлено несоответствие объемов выполненных работ объемам, предусмотренным Проектно-сметной документацией".
26.01.2023 МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных" в адрес ООО "СТК-СЕРВИС" было направлено Требование об устранении недостатков выполненных работ в течение 30 рабочих дней.
Со своей стороны, 10.02.2023 ООО "СТК-СЕРВИС" заключил договор N01/23 от 10.02.2023 г. со Строительной студией "ДАФ" на выполнение строительно-технической экспертизы о соответствии нормативным и техническим требованиям выполнения конструкции дорожного покрытия по подрядным работам "Благоустройство территории (школьный стадион) МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных". Согласно итоговому выводу проведенной экспертизы: "Подрядчик ООО "СТК-СЕРВИС" обеспечил необходимое качество спортивного покрытия беговой дорожки Тип 3 в рамках исполнения контракта - "Благоустройство территории (школьный стадион) МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных", Результаты выполненных строительно-монтажных работ соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, технических регламентов, СНиП, ГОСТ и пригодны для использования по назначению. Поэтому есть все основания признать работу удовлетворительной и произвести её оплату. Отклонение от объемов работ и материалов, заложенных в первоначальной технической документации требует корректировки локального сметного расчета и согласования eе с заказчиком - MKOY "Тимская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Черных."
Дополнительные расходы подрядчика на выполнение технологической операции по укреплению щебеночного основания (проливка цементным молоком) под бетонное покрытие не были согласованы с заказчиком и не соответствуют техническому заданию, поэтому не подлежат оплате.".
МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных" в связи с неисполнением ООО "СТК-СЕРВИС" условий Контракта, 17.03.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель ООО "СТК-СЕРВИС" в своих письменных пояснениях, представленных в материалы дела пояснил о том, что "Спорная ситуация возникла в связи с тем, что в результате приемки выполненных работ, в результате вскрытия и замеров скрытых работ, было обнаружено, что данные работы были выполнены с незначительным отклонением от сметных параметов (размеров указанных в технической документации), а именно толщина "пирога" основания беговой дорожки составило:
по проекту (мм) по факту (мм)
Песок 100 50
Щебень 150 60
Бетон 100 60
Резиновое 10 16
покрытие
Стоимость фактически выполненных работ с учетом экономии материалов составила 6 326 338, 80 руб. Акты по формам КС-2 и КС-3 были направлены моим Доверителем в адрес Ответчика по системе электронного документооборота.
Поскольку договор подряда является возмездным, заказчик должен внести определенную плату в пользу подрядчика.
Однако, Заявитель результаты выполненных работ принимать отказался на основании вышеуказанных расхождений".
Кроме того, представитель Общества в своих устных пояснениях, указал на то, что Обществом ранее были заключены и исполнены контракты на выполнение строительно-ремонтных работ, в т.ч. и с Заказчиком - МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Черных", что в свою очередь свидетельствует о его добросовестности.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО "СТК-СЕРВИС" представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Вместе с тем, в установленный контрактном срок, обязательства по контракту в полном объеме исполнены не были.
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.5. Контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 10 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 10 дней;
- отступление подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано и размещено с использованием единой информационной системы 17.03.2023.
Следовательно, датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 17.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 28.03.2023 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения Комиссии, представитель Заказчика не представил иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Подрядчика от надлежащего исполнения обязательств, по Контракту, либо умысла уклониться от их исполнения.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "СТК-СЕРВИС", направленного на уклонение от исполнения обязательств по контракту N0344300043922000003 от 22.07.2022 г.
Как следует из материалов дела, Обществом предусмотренные Контрактом работы выполнялись, вместе с тем в установленный срок обязательства по Контракту надлежащим образом исполнены не были.
Заказчиком требования к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе соблюдены.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "СТК-СЕРВИС" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено принятие ООО "СТК-СЕРВИС" мер для надлежащего исполнения условий контракта, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения пп. "а" п. 15 Правил, информация в отношении ООО "СТК-СЕРВИС" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Муниципальному казённому общеобразовательному учреждению "Тимская средняя общеобразовательная школа имени героя советского союза Н.В. Черных" во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СТК-СЕРВИС" (адрес: 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 3, корпус 1, литер Б, пом. 2.5; ИНН 7802283885) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 апреля 2023 г. N РНП-46-724
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023