Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБПОУ "Академия промышленных технологий" (далее - Заказчик);
ООО "ЦДПО" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7593-ЭП/23 от 29.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку сварочного тренажера для нужд СПб ГБПОУ "АПТ" (извещение N 0372100021723000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.01.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку сварочного тренажера для нужд СПб ГБПОУ "АПТ" (извещение N 0372100021723000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 157 518,50 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.02.2023 NИЭА1 победителем Аукциона котировок признана ООО "ЦДПО".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372100021723000002 от 15.02.2023 на сумму 3 094 368,10 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку сварочного тренажера (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 16.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Пунктом 1.1. Контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется на условиях и в сроки, предусмотренные Контрактом осуществить поставку Товара, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар согласно условиям настоящего Контракта.
В соответствии с п. 4.2 Контракта поставка Товара осуществляется в течение 5 календарных дней с даты подписания Контракта.
Датой подписания Контракта является 15.02.2023.
Согласно п. 3.5 Приложения N 1 Контракта (далее - Техническое задание) предусмотрено, что Поставщик обязан согласовать дату и время поставки товара с Заказчиком не позднее 3-х рабочих дней до даты поставки путем отправки соответствующей информации о дате и времени поставки товара с адреса электронной почты Поставщика, указанного в Контракте, на адрес электронной почты: damor76@mail.ru с учетом сроков поставки, указанных в п. 1.4.2 Приложения N 1 к Контракту.
Поставка Товара должна осуществляться в период времени с 09-00 до 15-00.
17.02.2023 письмом исх. N 790-01 Поставщик уведомил Заказчика об отгрузке в адрес Заказчика Товара. В свою очередь Заказчик письмом исх. N 102 от 20.02.2023 согласовал дату приемки Товара от Поставщика, однако по состоянию на 15:01 (МСК) 21.02.2023 Товар Поставщиком не поставлен. Иной срок поставки Товара с Заказчиком не согласован.
22.02.2023 (исх. Nб/н) Заказчик потребовал у Поставщика поставить в кратчайшие срок (но не позднее 5 календарных дней с даты направления настоящего требования) Товар, предусмотренный условиями Контракта, а также исполнить иные обязательства, предусмотренные Контрактом;
28.02.2023 Поставщик осуществил поставку Товара (акт сдачи-приемки по контракту N0372100021723000002 от 28.02.2023).
Согласно п. 1.2 Контракта поставляемый Товар должен соответствовать требованиям Технического задания и Приложения N2 к Контракту (далее - Спецификации).
Приемка Товара по количеству и качеству в соответствии с п. 5.3 Контракта производилась в течение 3 дней с момента передачи Товара.
Полученный Товар в количестве одной штуки не соответствовал установленным Контрактом требованиям по качеству, а именно: было обнаружено несоответствие техническим характеристикам, указанным в Спецификации.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 475 и ст.483 Гражданского кодекса при существенном нарушении требований к качеству товара 03.03.2023 (исх. N09-2023) Заказчик потребовал у Поставщика в течение 3-х рабочих дней со дня получения настоящей претензии заменить поставленный Товар ненадлежащего качества Товаром, соответствующим Контракту по качеству.
06.03.2023 (исх. N790-14) Поставщик направил в адрес Заказчика письмо с перечислением возможных причин несоответствия поставленного Товара требованиям, указанным в Спецификации и запросил предоставление доступа технических специалистов ООО "ЦДПО" к поставленному Товару.
09.03.2023 технические специалисты Поставщика прибыли в СПБ ГБПОУ "Академия промышленных технологий" для настройки Товара, однако устранить неполадки с программным обеспечением Товара Поставщику не удалось. Некачественный товар был возвращен Поставщику, о чем была получена расписка от Кайгородова Д.Г. от 09.03.2023.
10.03.2023 года Поставщиком была произведена переустановка программного обеспечения и Товар был поставлен Заказчику повторно (письмо Поставщика от 10.03.2023 исх. N805-01).
В соответствии с п. 5.3 Контракта 15.03.2023 Заказчиком была произведена экспертиза поставленного Товара, которая показала, что полученный Товар в количестве одной штуки не соответствует установленным Контрактом требованиям по качеству, а именно: было обнаружено несоответствие техническим характеристикам, указанным в Спецификации.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.03.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Согласно размещенному в ЕИС Акту сдачи-приемки N 3 от 28.02.2023 поставленный Товар был принят Заказчиком без каких-либо замечаний к Поставщику.
28.02.2023 была проведена успешная демонстрация работы Товара в ходе дня открытых дверей.
Однако 03.03.2023 по результатам самостоятельной попытки запуска устройства Заказчик направил в адрес Поставщика претензионное требование о замене Товара ввиду усмотренных им несоответствий Товара требованиям Технического задания (с приложением документа, описывающего выявленные несоответствия).
06.03.2023 в ЕИС была размещена запись об отказе Заказчика в приемке Товара с приложением документа с наименованием "Экспертиза поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы) N 1", содержащего только вывод о поставке некачественного Товара без какого-либо его обоснования.
06.03.2023 Поставщик, проанализировав перечисленные в приложении к претензии несоответствия, в ответ на заявленное Заказчиком претензионное требование письмом N 790-14 от 06.03.2023 сообщил, что указанные неполадки:
возникли вследствие несоблюдения специалистами Заказчика алгоритма подключения программного обеспечения (загрузка программы при подсоединенной и активированной "маске", программа перешла в режим "VR", в то время как шлем функционировал в режиме "AR");
носят устранимый (программный характер),
в связи с чем Поставщик просил Заказчика предоставить доступ к Товару технических специалистов Поставщика для корректного ввода устройства в эксплуатацию.
09.03.2023 в ходе визита специалистов ООО "ЦДПО" предположения о причинах некорректной работы Товара нашли свое подтверждение, а Товар посредством корректного запуска был приведен в рабочее состояние и в соответствие требованиям Технического задания.
Письмом от 10.03.2023 N 805-01 ООО "ЦДПО" уведомило Заказчика об устранении выявленных ранее несоответствий согласно приложению N 1 к письму от 10.03.2023.
Между тем выяснилось, что Товар все равно не удовлетворяет ожидания Заказчика по причинам, связанным с неверным описанием требований к Товару в Техническом задании самим Заказчиком.
Письмом от 15.03.2023 N 14-2023 Заказчик вновь направил претензионное требование о замене поставленного Товара с приложением описания несоответствий Товара.
16.03.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от Контракта, в котором содержится не отражающий фактических обстоятельств дела вывод о несоответствии поставленного Товара требованиям Технического задания.
При этом в решении об одностороннем Заказчик сообщает о проведенной 15.03.2023 экспертизе, повторно выявившей несоответствие Товара требованиям Контракта.
Между тем повторная экспертиза товара не могла быть проведена 15.03.2023, поскольку на указанную дату тренажер находился в распоряжении Заказчика в неполной комплектации - отсутствовал шлем, оставшийся в распоряжении специалистов Поставщика, ввиду того, что после переустановки программного обеспечения выяснилось, что ожидания Заказчика от характеристик товара ненадлежащим образом описаны в Техническом задании.
В ответ на решение об одностороннем отказе ООО "ЦДПО" письмом от 17.03.2023 N 805-4 уведомило Заказчика о несогласии с принятым Решением и предложило провести независимую экспертизу в экспертном учреждении.
Письмом от 22.03.2023 N 806-1 Заказчику дан ответ на претензию от 15.03.2023 N 14-2023, с фото и видео опровержением по каждому доводу претензии Заказчика.
Тем не менее 27.03.2023 Заказчиком Товар вновь не был принят согласно Акту от 27.03.2023 со ссылкой на уже иные несоответствия, которые не были указаны в ранее направленных претензиях.
В результате приемки был составлен акт, в котором не был отражен факт приемки или отказа от приемки. Вместо этого данный акт содержит различные оценочные суждения сварщиков об их восприятии имитируемого сварочного процесса и процесса происходящего в реальных условиях. Выводы, содержащиеся в тексте указанного документа, голословны, не подтверждены какими-либо фото или видео материалами или мнением профильных экспертов.
По результатам пуско-наладочных работ вопросы, указанные в пунктах Технического задания 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 55, 56, 59, 63, 67, 70, 72, 76, 82, 88, 91, 94, 95, 96, 99, 101, 102, 103, 104, 105, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 117, 118, 119, объяснены и полностью сняты, о чем свидетельствуют их отсутствие в новом акте приемки.
При этом, как следует из Акта от 27.03.2023, в качестве экспертов со стороны Заказчика в приемке Товара принимали участие сертифицированные сварщики:
заместитель директора по учебно-производственной работе СПБ ГБПОУ "Академия промышленных технологий" Даморатский Д.С.,
преподаватель специальных дисциплин СПБ ГБПОУ "Академия промышленных технологий" Печинина Т.Н.,
IWE специалист по сварке, N диплома RU-IWE-0577-2 Подкорытов Р.А., техник-технолог,
мастер производственного обучения по сварочному производству Караваев С.В.
Указанные лица не обладают специальными знаниями в области создания и практического использования тренажеров виртуальной реальности.
В целях подтверждения соответствия характеристик Товара требованиям Технического задания по заданию Поставщика была проведена экспертиза в Межрегиональной ассоциации развития системы подготовки специалистов нефтегазовой отрасли "Нефтегазовая информационно-образовательная корпорация", по результатам которой был составлен Акт экспертизы от 03.04.2023 N 17.
Согласно данному Акту представленный тренажер соответствует характеристикам, указанным в Спецификации и Техническом задании Контракта.
Кроме того, тренажер был также обследован на предмет соответствия требованиям Технического задания специалистами Торгово-промышленной палаты Тюменской области - получено заключение о соответствии Товара требованиям Контракта N 0372100021723000002 от 15.02.2023, что подтверждается Актом экспертизы N 042-01-00183 от 04.04.2023 ТПП.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЦДПО" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "ЦДПО" были предприняты все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "ЦДПО" реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ЦДПО" (ИНН: 7203477754) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 апреля 2023 г. N РНП-78-419/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2023