Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 120" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Научный центр "Физиоритм" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 7732-ЭП/23 от 30.03.2023) на действия комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (лазер для физиотерапии/опорно-двигательной системы, профессиональный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.03.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200115723000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 140 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "Научный центр "Физиоритм" указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении его заявки на участие в аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 49 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с п. 2 ч. 5 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2023 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям: выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке
Причина несоответствия: Позиция N1 "Аппарат лазерный физиотерапевтический "Лазмик" по ТУ 9444-011-72085060-2013 ОКПД 2 26.60.13.170" 1.Участник указывает неконкретные показатели. Из заявки невозможно определить какие показатели предлагает участник к поставке. 2. Участник указывает: "Габаритные размеры, мм: 345х260х150" также участник указывает "Объем аппарата: 0,03" Обоснование: Участник указывает противоречивые данные, т.к. при указанных габаритах, объем аппарата должен быть 0,0135 3. Участник указывает: "Зеркальная насадка, диаметр, мм: 35" также участник указывает "Радиус насадки, см: 2" Обоснование: Участник указывает противоречивые данные, т.к. при указанном диаметре, радиус насадки должен быть 1,75 см. непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) Непредставление следующей информации: В описании товара заказчик использовал следующие виды показателей: 1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения; 2) показатели, значения которых не могут изменяться; Порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки: по первому виду показателей участник предоставляет одно конкретное значение показателя, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения, таким образом Участником не предоставлено одно конкретное значение показателя по данным видам показателя. Установить точное значение характеристик товара не предоставляется возможным.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
Так, при описании объекта закупки Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к товарной позиции "Аппарат лазерный физиотерапевтический":
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателя товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или показатели эквивалентности товара, товара в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг |
||
Минимальное значение показателя и (или) максимальное значение показателя |
Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться |
||
Минимальное значение показателя |
Максимальное значение показателя |
||
5 |
6 |
7 |
8 |
Габаритные размеры, мм |
345х260х150 |
Х |
Х |
Объем аппарата |
Х |
0,03 |
Х |
В свою очередь, в заявке участника закупки в отношении рассматриваемого товара указаны, в том числе, следующие характеристики: "Габаритные размеры, мм: 345х260х150", также участник указывает "Объем аппарата: 0,03".
В свою очередь, Комиссия УФАС констатирует, что, как верно было установлено аукционной комиссией Заказчика, при указанных участником габаритах, объем аппарата должен быть составлять 0,0135. Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае участник закупки пренебрег требованиями извещения и указал противоречивые требования относительно характеристик предлагаемого к поставке товара, что указывает на наличие в составе заявки Заявителя недостоверных сведений.
При указанных обстоятельствах у комиссии Заказчика имелись достаточные основания для отклонения заявки Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а, с другой стороны, не ограничить количество участников закупки без должного основания.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания описания, содержащегося в составе извещения о проведении закупки, следует, что Заказчиком по мимо прочего установлены требования к следующим показателям характеристики закупаемого товара: "Габаритные размеры", "Объем аппарата", а также "Зеркальная насадка, диаметр" "Радиус насадки".
Анализ содержания вышеуказанных показателей позволяет прийти к выводу о том, что по своему смыслу значения указанных показателей являются дублирующими, а именно значения показателя "Габаритные размеры" определяют значение показателя "Объем аппарата", а значения показателя "Радиус насадки" будут определять и соответствовать значению показателя "Зеркальная насадка, диаметр".
Таким образом, часть указанных показателей, которые по сути дублируют значения смежных показателей, не определены потребностью Заказчика и являются излишними, поскольку не определяют функциональные и потребительские свойства товара. Кроме того, установленные Заказчиком различные единицы измерения для схожих показателей (Радиус насадки" и "Зеркальная насадка, диаметр) создают дополнительные препятствия для участников закупки для подготовки и представления своего предложения.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что содержащееся в составе извещения описание объекта закупки в указанной части не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия УФАС отмечает, что в отношении показателя "Объем аппарата" Заказчиком не определена единица измерения, что не позволяет определить потребность Заказчика и нарушает требования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС констатирует нарушение Заказчиком требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Научный центр "Физиоритм" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 апреля 2023 г. N 44-1165/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2023