Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга "ЛЕНВОДХОЗ" (далее - Заказчик);
ООО "Гидропроектирование" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 7967-ЭП/23 от 03.04.2023) на действия Заказчик при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке документации для декларирования безопасности гидротехнических сооружений (извещение номер 0872500001923000005) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 23.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0872500001923000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 750 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в доводах жалобы.
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
07.04.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось 11.04.2023 тем же составом Комиссии УФАС.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что Заказчиком в Приложении N 5 к извещению об осуществлении закупки установлен проект контракта.
Приложение N 1 к Контракту содержит пункт 2.2.8 следующего содержания:
"Получение положительных заключений экспертной комиссии на разработанные декларации безопасности ГТС. Заключение экспертной комиссии должно включать выводы с обязательной оценкой:
- соответствия декларации безопасности ГТС требованиям законодательных и нормативных правовых актов;
- полноты, достоверности и правильности информации, представленной в декларации безопасности ГТС;
- соответствия условий эксплуатации действующим нормам и правилам в области безопасности ГТС, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- качества выявления опасностей на ГТС, достоверности и обоснованности оценки риска аварии;
- достаточности принимаемых мер по обеспечению безопасности ГТС и готовности объекта к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- готовности эксплуатирующей организации (Заказчика) к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, информированию населения и защите населения и территорий в случае аварии ГТС;
- сроке действия декларации безопасности ГТС.
Заключение экспертной комиссии должно быть конкретным, объективным, доказательным и аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование.
Подрядчик/субподрядчик должен входить в перечень экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности ГТС, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (сведения подтверждаются письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о включении в перечень экспертных центров).
Предварительно заключение экспертной комиссии необходимо направить Заказчику для ознакомления."
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования, связанные с действиями третьих лиц, поскольку данные требования противоречат действующему законодательству.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС не представил документов и сведений, подтверждающих обратное. В связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п. п. 24 - 25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Объектом закупки является выполнение работ по разработке документации для декларирования безопасности гидротехнических сооружений.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что оно содержит Приложение N 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению о проведении электронного конкурса.
В рамках критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" заказчик установил следующее требование:
"Квалификация участника закупки подтверждается заполнением рекомендуемой формы 1 "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Раздел 2 Приложения N 3 к извещению) и предоставлением следующих документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг, выполнения работ, сопоставимых с предметом конкурса:
- исполненный участником закупки договор (исполненные договоры) на оказание услуг, выполнение работ, сопоставимых предмету конкурса. Контракты (или копии) прилагаются в полном объеме и со всеми приложениями.
- акт (акты) оказанных услуг, выполненных работ, составленный при исполнении участником закупки договора. Последний акт оказанных услуг, выполненных работ по сопоставимому договору должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
- копии титульных листов утвержденных деклараций безопасности гидротехнических сооружений / копии титульных листов утвержденных заключений экспертных комиссий по декларациям безопасности ГТС / копии писем Ростехнадзора об утверждении деклараций безопасности ГТС и заключений экспертных комиссий по декларациям безопасности ГТС.
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, дополнительными соглашениями. Указанные документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
При отсутствии в составе заявки на участие в конкурсе копий подтверждающих квалификацию документов, заявке такого участника по данному детализирующему показателю присваивается значение равное 0 баллов.".
Вместе с этим, в соответствии с п. 28 Положения определено, что Заказчиком устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный Заказчиком перечень документов не отвечает требованиям Положения.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный порядок рассмотрения и оценки заявок, является ненадлежащим.
Таким образом, в действиях Заказчик установлено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
3. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гидропроектирование" частично обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 и ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
СПб ГКУ "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга "ЛЕНВОДХОЗ" ул. Ивана Черных, д. 7/лит. А, Санкт-Петербург, 198095 тел.: 7-812-2465083
ЭТП "Фабрикант" Причальный проезд, дом 2А, Москва, 123290 тел.: +7 (495) 138-96-78
ООО "Гидропроектирование" Волоколамское ш., д. 2, офис 53, Москва, 125993 тел.: +7 (906) 074-88-34 |
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-1232/23 об устранении нарушений законодательства о закупках
07.04.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1232/23 о нарушении законодательства о размещении заказов, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГКУ "Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга "ЛЕНВОДХОЗ" и конкурсной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 и ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы (при их наличии), составленные в ходе проведения конкурса с номером извещения 0872500001923000005;
- внести изменения в извещение об осуществлении закупки, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0872500001923000005 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику и конкурсной комиссии в срок до 07.05.2023 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП "Фабрикант":
- обеспечить Заказчику, его конкурсной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 апреля 2023 г. N 44-1232/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023