Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
ООО "Теорикон" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 7981-ЭП/23 от 03.04.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту технологического оборудования пищеблоков (извещение N 0372100049623000321) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение об осуществлении закупки размещено 24.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100049623000321. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 330 346, 91 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Анализ электронного документа "Приложение N3_Проект контракта_услуги по ТО" показал, что в нём содержатся следующие условия:
"2.2. Исполнитель оказывает Услуги лично.
2.8. Исполнитель должен иметь штатных или внештатных специалистов для оказания Услуг. Подтверждением по данному пункту требований являются трудовые и/или гражданско-правовые договоры с соответствующими специалистами. Срок действий договоров должен обеспечивать выполнение работ по Контракту.
Квалификация специалистов Исполнителя должна быть подтверждена удостоверяющими документами (дипломами, сертификатами и т.п.), имеющих определенную группу допуска по электробезопасности (например, III или IV).
2.9. Для подтверждения соответствия Исполнителя требованиям, установленным в п. 2.4 - 2.8. Контракта, Исполнитель до начала оказания Услуг предоставляет Заказчику копии соответствующих документов. В случае не предоставления указанных документов Заказчик оставляет за собой право расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
2.10. Исполнитель должен иметь полный комплект действующей нормативной, технической и эксплуатационной документации, необходимой для проведения работ по Контракту.
Все работы по Контракту должны проводиться согласно действующей технической и эксплуатационной документации изготовителя оборудования.
Отметки о выполненных работах Исполнитель обязан проставить в журнале технического обслуживания (производства работ).
2.11. Если в ходе оказания Услуг станет очевидным, что они не будут оказаны надлежащим образом, Заказчик назначает Исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при невыполнении Исполнителем в назначенный срок этого требования Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Контракта либо поручить исправление Услуг другому лицу за счет Исполнителя, а также потребовать возмещения убытков.
2.12. Право предоставления Услуг Исполнителем подтверждается действующей лицензией Исполнителя (приложение N4 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта".
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "Приложении N 2 Техническое задание" к извещению об осуществлении закупки.
Указанный раздел извещения содержит следующие условия:
"2.2. В целях проведения ТО оборудования фирмы Rational, Полаир, исполнитель обеспечивает наличие программного обеспечения и сертификата сервис-партнёра от производителя оборудования.
4.6. Исполнитель ведет журнал технического обслуживания (производства работ), в котором отражается весь ход производства работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством работ, имеющие значение во взаимоотношениях Заказчика и Исполнителя.
В соответствии с доводами Заявителя, вышеуказанные разделы не позволяют определить потребность Заказчика.
При этом Комиссия УФАС констатирует, что вышеуказанное описание Технического задания сформировано с учётом положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
В частности, указанная часть извещения содержит требования и перечень оборудования, подлежащего обслуживанию, регламент выполнения технического обслуживания, наименование услуг и т.д.
Кроме того, из описания закупаемых работ следует, что имеющееся у Заказчика оборудование, обслуживание которого предусмотрено контрактом, находится в исправном состоянии и его ремонт не предусмотрен положениями извещения.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика в п. 2.2. Технического задания (ТЗ) (приложение N2 к извещению) установлены требования к Исполнителю, которые должны быть им соблюдены в ходе исполнения контракта. В частности, в соответствии с п. 2.2. ТЗ в ходе исполнения контракта исполнитель обеспечивает наличие необходимого программного обеспечения, необходимого для обслуживания пароконвектоматов Rational, в ходе которого требуется в том числе осуществить проверку работы программ рабочих режимов и, при необходимости, настройку (п. 4.10.5. ТЗ). Сертификат производителя в данном случае подтверждает факт отсутствия нарушения со стороны исполнителя исключительных прав.
В п. 4 Технического задания установлены требования к организации и порядку проведения технического обслуживания и текущего ремонта оборудования, в том числе к порядку ведения журнала производства работ (п. 4.6). На площадках, где установлено подлежащее обслуживанию оборудование заказчика, заказчиком ведутся журналы производства работ, в которых исполнитель указывает информацию о выполненных работах согласно регламенту выполнения работ. Таким образом, журнал подтверждает факт выполнения исполнителем работ в отношении единицы оборудования. Исполнитель переписывать в журнал все ТЗ не обязан.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 5 ТЗ текущий ремонт оборудования производится по заявке Заказчика в результате поломок или предварительной диагностики технического состояния оборудования. Решение о необходимости проведения ремонта принимается Исполнителем совместно с пользователем оборудования по результатам контроля технического состояния оборудования, либо по факту поломки, с составлением ведомости дефектов Исполнителем, подписанной уполномоченными представителями сторон.
Принимая во внимание, что передаваемое на техническое обслуживание оборудование находится в работоспособном состоянии, и что целью технического обслуживания является поддержание оборудования в работоспособном состоянии, соответственно, количество ремонтных работ и выездов специалиста исполнителя находится в том числе в зависимости от качества проведенного технического обслуживания оборудования, за исключением случаев когда восстановить работоспособность оборудования не представляется возможным и стороны составили акт технического состояния оборудования.
Как пояснил представитель Заказчика, в следствие технической ошибки, проект контракта отображается с правками. При этом, имеющиеся правки не вводят участника в заблуждение и не создают возможность противоречивого толкования положений контракта.
По смыслу п. 2.2., 2.8. проекта контракта исполнитель оказывает услуги лично, при этом внештатные специалисты являются сотрудниками Исполнителя с которыми заключены гражданско-правовые договоры. Таким образом, пункт 2.8. проекта контракта не противоречит п. 2.2. проекта контракта.
В отношении п. 2.8. проекта контракта - удостоверение о проверке знаний по электробезопасности с действующей группой по электробезопасности не ниже III (п. 2 ТЗ).
Представитель Заказчика пояснил, что эксплуатационная документация у заказчика имеется. Требования к журналу технического обслуживания представлены в подпункте 4.6 пункта 4 Технического задания (Приложение N 2 к Извещению).
Согласно положениям требований к содержанию заявки (приложения N4 к извещению) работы, указанные в ТЗ (приложение N2 к извещению) лицензированию не подлежат. В п. 16.1 проекта контракта и само приложение N4 к контракту о наличии лицензии исполнителя отсутствуют.
Вместе с тем, учитывая наличие правок в проекте контракта, участник закупки не имеет возможности ознакомиться с окончательным вариантом проекта контракта, что нарушает п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о допущенных нарушениях при проведении процедуры закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Теорикон" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 апреля 2023 г. N 44-1211/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023