Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО Шушары (далее - Заказчик):;
ООО "Уральские металлоконструкции" (далее - Участник, Поставщик): ,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8243-ЭП/23 от 05.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на обустройство детских площадок: поставка и монтаж детского игрового оборудования и МАФ (извещение N 0172300005422000094),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на обустройство детских площадок: поставка и монтаж детского игрового оборудования и МАФ (извещение N 0172300005422000094) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 032 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.12.2022 N ИЭА1 победителем Запроса котировок признано ООО "Уральские металлоконструкции".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Уральские металлоконструкции" заключен контракт N 0172300005422000094-2022 от 21.12.2022 на сумму 1 493 520,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Поставщик принял на себя обязательства осуществить обустройство детских площадок: поставку и монтаж детского игрового оборудования и МАФ (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Уральские металлоконструкции".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно пункта 4.1.1., Контракта Поставщик обязался в полном объёме и в сроки, предусмотренные п. 1.2 Контракта, обеспечить Заказчика Товаром надлежащего качества и комплектации, соответствующим приложенной к Контракту спецификации.
Согласно пунктов 5.1, 5.2 Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом. Не допускается поставка Товара без документов, удостоверяющих их качество. Поставщик гарантирует безопасность Товара в соответствии с требованиями, установленными к данному виду товара правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации. Поставляемый Товар должен соответствовать действующим в Российской Федерации стандартам, техническим регламентам, санитарным и фитосанитарным нормам в соответствии с условиями контракта, качество услуг должно соответствовать обычно предъявляемым к услугам такого рода требованиям.
Товар, согласно условий Контракта установлен по адресам:
- г. Санкт-Петербург; п. Шушары, тер. Славянка, ул. Ростовская, д. 4, корпус 1, л. А;
- г. Санкт-Петербург, п. Шушары, ул. Школьная, д. 28, л. А;
- г. Санкт-Петербург, п. Шушары, Пулковское, дом 30, литера А;
- г. Санкт-Петербург, п. Шушары, Ленсоветовский, дом 2, литера А.
Согласно проведённого экспертного заключения специалиста ООО "ЭЦ "МАРСТАР" от 03.03.2023 г. установленного детского игрового оборудования и эксплуатационной документации на детское игровое оборудование выявлено:
- поставленное и установленное оборудование представляет угрозу жизни детей, поскольку элементы его конструкций не соответствует требованиям безопасности, установленным стандартам.
- паспорта данного оборудования не соответствуют предъявляемым к ним требованиям
- установленное детское игровое оборудование не соответствует Техническому регламенту Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017) от 17.05.2017, согласно которому подтверждение соответствия нового оборудования должно осуществляться в форме сертификации или декларирования соответствия (ТР ЕАЭС 042/2017 от 17.05.2017).
Указанные нарушения являются существенными и неустранимыми.
Заказчиком по вышеуказанному контракту принята часть поставленного товара, а именно товар надлежащего качества - щиты информационные в количестве 17 штук на сумму 410 835 рублей 60 копеек, информация размещена в единой информационной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, Заказчиком принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Уральские металлоконструкции" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 04.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель ООО "Уральские металлоконструкции" на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Заказчиком 24.03.2023 было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании экспертного заключения от 03.03.2023 без подписи и печати.
Так согласно п. 1.1. Контракта поставщик обязуется осуществить обустройство детских площадок: поставку и монтаж детского игрового оборудования и МАФ (далее - Товар) согласно Спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется оплатить Товар в соответствии с условиями Контракта.
Заказчик в целях осуществления приемки товара, произвел экспертизу (экспертное заключение от 03.03.2023 г. без подписи и печати, при этом, какого-либо уведомления в адрес Подрядчика не поступало.
Согласно ч. 3 ст. 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Не уведомление экспертным учреждением любой из сторон государственного контракта (договора! о проводимой экспертизе является нарушением процедуры проведения экспертизы, предусмотренной Законом о контрактной системе.
Поскольку уведомление о проводимой экспертизе со стороны экспертов Подрядчику не направлялось, то подготовленное экспертное заключение не является надлежащими и достоверным доказательством.
Эксперт производил проверку согласно ГОСТ 34614.5-2019.
В экспертном заключений не отражены средства измерения и оборудование, применяемое при экспертизе, не отражено присутствие Поставщика, участвующего при приемке оборудования. Данная экспертиза некорректна, содержит неверные выводы, экспертиза проведена с нарушением требований Закона о контрактной системе и не может применяться в качестве экспертизы для приемки оборудования по контракту. Более того, в присутствии Поставщика не составлено ни одного документа (акта о приемке), подтверждающего несоответствие поставленного товара.
Так согласно приложения N1 к Контракту (Общие положения) в п.2 указано что:
Оборудование должно соответствовать требованиям Российского законодательства, включая ГОСТы:
- ГОСТ Р 52167-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования".
- ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования".
- ГОСТ Р 52168-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования".
- ГОСТ Р 52299-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования".
- ГОСТ Р 52300-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний каруселей. Общие требования".
- ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования".
В своем заключении, эксперт отражает нарушения, которые противоречат условиям Контракта, а именно приложения N3 (Конкретные показатели товара)
Согласно требованиям к качеству, безопасности поставляемого товара Устанавливаемое детское игровое оборудование должно соответствовать: Техническому регламенту Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017) от 17.05.2017, согласно которому подтверждение соответствия нового оборудования должно осуществляться в форме сертификации или декларирования соответствия (ТР ЕАЭС 042/2017 от 17.05.2017).
Все поставленное оборудование прошло испытания, и имеют сертификаты соответствия.
В экспертном заключении Заказчика, не имеется указаний на нарушение ГОСТов согласно требованиям к качеству и безопасности поставляемых товаров к контракту, так же все паспорта соответствуют Сертификатам и декларациям безопасности.
Подрядчик, своевременно приступил к исполнению обязательств по Контракту.
В период деятельности по исполнению аналогичных контрактов Обществом с ограниченной ответственностью "Уральские Металлоконструкции" зарекомендовала себя с положительной стороны.
Так же в связи с несогласием с принятым решением и Экспертным заключением Заказчика, Общество с ограниченной ответственностью "Уральские Металлоконструкции" была вынуждена обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконным решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе и экспертного заключения. В рамках дела NА56-28402/2023 были произведены запросы в экспертные организации о возможность проведения экспертизы оборудования МАФ в рамках дела N А56- 28402/2023 для проверки безопасности эксплуатации оборудования согласно Требованиям к качеству, безопасности поставляемых товаров п.2.3 приложения N1 к Контракту.
На что Городское учреждение судебной экспертизы предоставило ответ N 961 от 30 марта 2023 г. о том, что частное экспертное учреждение "ГОРОДСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ" имеет возможность проведение строительно-технической экспертизы оборудования МАФ согласно запроса в рамках дела о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0172300005422000094-2022 от 21.12.2022.
Согласно возражения на экспертное заключение Исх.39 от 27.03.2023 ООО "Уральские металлоконструкции" устранила обстоятельства послужившие решению Заказчика об одностороннем отказе.
Исходя из возражения на экспертное заключение, Подрядчиком были устранены все существенные недостатки, а также отражена позиция касаемо необоснованности замечаний выявленных при проведении экспертизы, что отражается в нарушении проводимых оценочных мероприятий.
Так в действиях эксперта выявлено нарушения методов испытания и порядка их проведения.
В своем заключении эксперт прямо не указывает на недостатки, а лишь допускает возможность негативных последствий, в заключении также выявлены противоречия с приложением N3 Контракта (Конкретные показатели товара).
Участник ходатайствовал о невключении ООО "Уральские металлоконструкции" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что все действия ООО "Уральские Металлоконструкции" были направлены именно на исполнение контракта и защиту своих прав как добросовестного подрядчика.
Вместе с тем Комиссией УФАС установлено, что детское игровое оборудование было демонтировано Поставщиком, что было зафиксировано Заказчиком исх. N 01-16/350 от 04.04.2023.
Заказчик на заседании Комиссии УФАС настаивал на включении сведений в отношении ООО "Уральские металлоконструкции" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик на достиг цели проводимой закупки.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Запроса котировок, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Запроса котировок не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Уральские металлоконструкции" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Уральские металлоконструкции" (620000, Россия, Свердловская обл., город Екатеринбург г.о., Екатеринбург г., Екатеринбург г., Челюскинцев/Шейнкмана ул., стр. 2/5, офис 62) ИНН: 6686091360, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Мыльников Юрий Владимирович, ИНН: 667353011237, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Уральские металлоконструкции" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
04.04.23 |
06.04.23 |
05.04.23 |
0 |
05.04.23 |
12.04.23 |
12.04.23 |
0 |
17.04.2023 |
14.04.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 апреля 2023 г. N РНП-78-456/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023