Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
при участии ИП Бабкина Александра Александровича (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8052-ЭП/23 от 04.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000017),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.01.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000017) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 487 500,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.02.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Бабкин Александр Александрович, предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372100048823000017 от 22.02.2023 на сумму 1 602 437,50 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10. Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 рабочих дней с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 28.02.2023 N 05-07/1187 направлена в адрес Поставщика и получено последним 28.02.2023. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 09.03.2023.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в пункте 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте, определенных заявками на поставку в вышеуказанные сроки.
В адрес Поставщика направлена претензия от 10.03.2023 N ИС-05-07/1472 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара.
По состоянию на 24.03.2023 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с Контрактом, на основе чего Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 04.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
28.02.2023 Поставщиком была получена заявка Заказчика на поставку Товара N 05-07/1187 от 28.02.2023.
24.03.2023 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по государственному контракту.
28.03.2023 Поставщик осуществил поставку Товара, соответствующего требованиям Контракта.
Однако Заказчик не принял Товар, указав как причину в исправлении к документу о приемке N23-00058-1 от 28.03.2023, что поставляемый Товар по всем трем наименованиям не входит в список кассет, указанных в инструкции к степлерам.
Далее Заказчик уточнил причину в Заключение о несоответствии Товара (работы, услуги) условиям контракта от 31.03.2023, где указано, что Товар только по одной позиции "Скобы средние, ступенчатые, фиолетовые, с шарнирной головкой, с длиной накладываемого шва 60 мм (SLCRE- 60 ВТ)" не соответствует требованиям Контракта.
Изучив извещение о проведении Аукциона мною было принято решение об участии в данной закупке на основании имеющейся информации от поставщика- производителя Товара, что предлагаемый Товар полностью соответствует всем требованиям аукционной документации.
На основании принятого решения, мною была своевременно и в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, подана заявка на участие, которая была рассмотрена Заказчиком и признана соответствующей всем требованиям.
В заявке были указаны все необходимые сведения, позволяющие Заказчику правильно идентифицировать предлагаемый Товар и при необходимости - осуществить проверку его соответствия руководству пользователя и инструкции на "Степлер "Шеврон".
Таким образом, мною были предприняты все действия, направленные для добросовестного заключения и дальнейшего исполнения заключенного Контракта.
Задержка срока поставки Товара была обусловлена невозможностью своевременной поставки Товара в связи с введенными санкциями и мерами ограничительного характера в отношении РФ и ее резидентов, непредвиденными экономическими обстоятельствами и логистическими затруднениями, которые повлекли за собой значительное нарушение сроков поставки Товара из-за рубежа (Китай), что повлекло за собой задержку исполнения наших обязательств по данному Контракту.
05.04.2023 мною получено официальное письмо от производителя поставленного Товара "Вуси Шуканг Медикал Эпплаенс Ко., Лтд.", Китай согласно РУ N РЗН 2019/9530 от 21.03.2022, в котором указано следующее:
Кассеты для загрузки степлеров режущих, эндоскопических сшивающих под артикулом SLCRE-60BT имеют два тройных ряда скоб со ступенчатой высотой 3,0; 3,5; 4,0 мм соответственно. Регистрационное удостоверение N РЗН 2019/9530 от 21.03.2022 "Степлер "Шеврон" режущий, эндоскопический". В Инструкции к данной кассете указана максимальная высота скоб из 3-х рядов соответственно 4,0 мм.
Данным письмом производитель подтверждает, что данный Товар полностью соответствует всем требованиям Контракта, включая возможность использования совместно со "Степлером "Шеврон" по высоте скоб.
Таким образом, единственным основанием для расторжения Контракта является то, что поставляемый Товар не входит в список кассет, указанных в инструкции к "Степлеру одноразовому GIA Auto Suture с технологией DST Series" и в инструкции к "Универсальному одноразовому короткому степлеру Endo GIA Ultra", предназначенных для совместного использования с целью получения безопасной комбинации.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Бабкина Александра Александровича в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Участник не предоставил сведения, связанные с причинами задержки поставок Товара, не уведомлял Заказчика об обстоятельствах, ставших причиной невозможности исполнения Контракта на изначальных условиях.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта, стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Бабкин Александр Александрович ИНН: 781698434439 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Бабкин Александр Александрович в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
04.04.23 |
06.04.23 |
04.04.23 |
0 |
04.04.23 |
11.04.23 |
11.04.23 |
0 |
14.04.23 |
14.04.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 апреля 2023 г. N РНП-78-446/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023