Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ гимназия N 205 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Радиосвязь-Маяк" (далее - Участник, Подрядчик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8046-ЭП/23 от 04.04.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт электросетей в ГБОУ гимназия N 205 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Димитрова, дом 10, корп. 3, литер А в 2023 году (извещение N 0372200189622000008),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт электросетей в ГБОУ гимназия N 205 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Димитрова, дом 10, корп. 3, литер А в 2023 году (извещение N 0372200189622000008) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 175 498,33 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 0372200189622000008-205 от 14.10.2022 на сумму 175 498,33 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался разработать проектно-сметную документацию на ремонт электросетей в ГБОУ гимназия N 205 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Димитрова, дом 10, корп. 3, литер А в 2023 году (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
На основании п 2.1, начало выполнения Работ: в течение 5 календарных дней с момента подписания Контракта.
На основании п. 2.2. продолжительность выполнения Работ: 150 календарных дней
Срок окончания работ по контракту - 17.03.2023.
По состоянию на 21.03.2023 Работы по Контракту не выполнены.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.03.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.04.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Заказчик не имел оснований для одностороннего отказа от исполнения Контракта, поскольку ООО "Радиосвязь-Маяк" сначала правомерно приостановило исполнение обязательств по Контракту, а позже правомерно отказалось от исполнения Контракта, вследствие неисполнения встречных обязанностей со стороны Заказчика.
Очевидно, что если Заказчик не исполнит обязанность по передаче подрядчику исходных данных, необходимых для разработки документации, то подрядчик не имеет возможности приступить к исполнению своих обязательств.
Письмом (исх. N 1653 от 19.10.2022) Подрядчик запрашивал у Заказчика исходные данные, необходимые для выполнения Работ. Ответным письмом (исх. N 293 от 24.10.2022) Заказчик сообщил, что запрошенные исходные данные не будут предоставлены. Письмом (исх. N 1674 от 25.10.2022) ООО "Радиосвязь - Маяк" вновь запросило у Заказчика исходные данные.
Письмом (исх. N 1705 от 02.11.2022) ООО "Радиосвязь - Маяк" сообщило о приостановлении исполнения обязательств по Контракту до момента передачи Заказчика исходных данных в полном объеме. Заказчик так и не исполнил обязанность по передаче подрядчику исходных данных.
На основании изложенного ООО "Радиосвязь - Маяк" не могло исполнять обязательства по Контракту вследствие просрочки исполнения встречных обязательств со стороны Заказчика.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Радиосвязь - Маяк" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Контрактом не установлена обязанность Заказчика осуществлять передачу исходных данных для проектирования Участнику. В то же время в письмах (исх. 1653 N 19.10.2022, исх. N 1674 от 25.10.2022) Заказчику Участник просил включить в стоимость проектных работ дополнительные затраты: служебные командировки; разработку вариантов технической документации, выдаваемых заказчику по его просьбе; обмерные работы, которые изначально не предусматривались.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Радиосвязь-Маяк", ИНН: 3429004907, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Момотюк Сергей Сергеевич, ИНН: 380895322467 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Радиосвязь-Маяк" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
04.04.23 |
06.04.23 |
04.04.23 |
0 |
04.04.23 |
11.04.23 |
11.04.23 |
0 |
14.04.23 |
14.04.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 апреля 2023 г. N РНП-78-452/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023