Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 9" (далее - Заказчик):
ИП Бобкова В.В. (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 8256-ЭП/23 от 05.04.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на поставку мебели (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.03.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200146523000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 100 528, 19 рублей.
В жалобе ИП Бобков В.В. указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2023 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
Не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Заявка не соответствует п. 2.1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению извещения об осуществлении закупки, а именно:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
1) Позиция 5 (Комод.) - значение показателя "Материал изготовления полкодержателей: пластмасса, алюминий" указано не в соответствии с инструкцией.
Требования к значениям показателей:
Наименование показателя: Материал изготовления полкодержателей:
Требования к значениям показателя: пластмасса, алюминий.
Наименование показателя: Количество полок:
Требования к значениям показателя: не более 2 шт.
В заявке:
Материал изготовления полкодержателей: алюминий
Количество полок: не нормируется.
Комментарий: В соответствии с Инструкцией:
21. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а так же содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в заявке один номер, группу, исполнение, класс, вид, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, вид, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, виду, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным видам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения.
2) Позиция 1 (Кровать детская.) - значение показателя "Вид кровати: с ограждением или без ограждения" указано не в соответствии с инструкцией.
Требования к значениям показателей:
Наименование показателя: Габаритное значение - глубины стойки ограждения кровати
Требования к значениям показателя: не < 10 и до 15 мм.
Наименование показателя: Вид кровати:
Требования к значениям показателя: с ограждением или без ограждения
В заявке:
Габаритное значение - глубины стойки ограждения кровати не нормируется
Вид кровати: с ограждением
Комментарий: В соответствии с Инструкцией:
21. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "вид", "группа", "состав", "материал", а так же содержится двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в заявке один номер, группу, исполнение, класс, вид, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, вид, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, виду, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным видам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения.
Основание для признания заявки не соответствующей -п. 1) ч. 12 ст. 48 (пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 43, пп.а) п 1 ч. 5 ст. 49) Закона оконтрактной системе.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
Так, при описании товарной позиции 5 (Комод) Заказчиком установлено требование к значению показателя Количество полок: Требования к значениям показателя: не более 2 шт.
Таким образом, из содержания указанной части извещения следует, что Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе четко определена количественная характеристика закупаемого товара, определяющая необходимое Заказчику количество полок, которое не должно превышать двух полок.
В свою очередь, в заявке участника закупки в отношении позиции 5 (Комод) указано значение показателя: Количество полок: не нормируется.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае участник закупки не указал значение рассматриваемого показателя, соответствующее требованиям извещения, что указывает на несоответствие заявки Заявителя требованиям п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах у комиссии Заказчика имелись достаточные основания для отклонения заявки Заявителя.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено требования использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а, с другой стороны, не ограничить количество участников закупки без должного основания.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Комиссия УФАС констатирует, что при описании объекта закупки Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
По поз.1 "Кровать детская"
Габаритное значение - глубины стойки ограждения кровати не < 10 и до 15 мм
Габаритное значение - диаметр стойки ограждения кровати не ? 10 - менее 15 мм
Форма защитных стоек кровати: круглая или овальная
Габаритное значение - ширина стойки ограждения кровати не менее 10 и не > 30
Вид кровати: с ограждением или без ограждения.
Из содержания вышеприведенного описания следует, что Заказчиком допускается поставка, в том числе, кровати, имеющей круглую форму защитных стоек. Также Заказчиком определены требования к диаметру стойки ограждения кровати и требования к ширине стойки ограждения кровати, которые имеют различные диапазоны допустимых значений, а именно при диаметре стойки 14 мм допускается значение ширины стойки 20 мм. Кроме того, Заказчиком определено требование к диаметру стойки кровати, имеющей круглую форму, в то время, как для овальной формы (эллипса), требование к значению диаметров (длин полуосей эллипса) Заказчиком не установлено.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком требования не позволяют определить потребности Заказчика и сделать надлежащее предложение относительно характеристик предлагаемого к поставке товара, которые бы удовлетворяли фактические потребности заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бобкова В.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 апреля 2023 г. N 44-1241/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023