Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
- Шебзухова Азамата Адамеевича - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления, ведущего заседание комиссии;
Членов комиссии:
- Пшеуновой Эллы Толибовны - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- Шаовой Елены Юрьевны - специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская Республиканская клиническая больница" (далее - Заказчик) действующей на основании доверенности от 09.01.2023 N 3; действующей на основании доверенности от 06.04.2023 N 659; действующей на основании доверенности от 06.04.2023 N 658,
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "МедАрм" (далее - участник закупки, ООО "МедАрм" ) действующего на основании доверенности от 29.03.2023 б/н, надлежащим образом извещенных уведомлением от 04.04.2023N АК/588/23, рассмотрев обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "МедАрм", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России (далее - Управление) 04.04.2023 поступило обращение Заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "МедАрм" в связи с односторонним расторжением государственного контракта от 21.02.2023 N 0379200000423000035 на поставку расходного материала (перчатки медицинские).
В соответствии с ч. 4 ст.104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 04.04.2023 N АК/588/23, рассмотрение обращения назначено на 06.04.2023 на 14 часов 30 минут, которым ООО "МедАрм" необходимо представить письменные пояснения причины неисполнения обязательств, принятых государственным контрактом от 21.02.2023 N 0379200000423000035 на поставку расходного материала (перчатки медицинские).
ООО "МедАрм" в адрес Управления направило объяснения по факту неисполнения обязательств предусмотренных государственным контрактом от 21.02.2023 N 0379200000423000035 на поставку расходного материала (перчатки медицинские), в которых сообщалось о том, что ООО "МедАрм" не снимает с себя ответственности за нарушение сроков поставки товара, но причиной данного нарушения является не халатность, а всего лишь переоценка своих возможностей, а также на понимание и взаимодействие со стороны Заказчика в связи с очень ограниченными сроками поставки. Со стороны поставщика были приняты все меры по надлежащему исполнению контракта. Была осуществлена поставка товара на сумму более 388 000 рублей. Товар был поставлен в начале марта 2023 года. В отсутствие каких-либо претензий со стороны Заказчика по поводу качества товара в сроки, установленные контрактом, Заказчиком не предъявлялись, следовательно, товар принят Заказчиком и должен быть оплачен на установленных условиях. По состоянию на 06.04.2023, оплата за поставленный товар не произведена.
В результате рассмотрения обращения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "МедАрм" и осуществления в соответствии с ч. 15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По результатам проведенного Аукциона, 21.02.2022 между Заказчиком и ООО "МедАрм" заключен государственный контракт от 21.02.2023 N 0379200000423000035 на поставку расходного материала (перчатки медицинские) (далее - Контракт), на сумму 1 499 491,40 рублей.
Согласно п.1.1 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку расходного материала (перчатки медицинские) (далее- Товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту), включая доставку, разгрузку товара, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленные товары.
Согласно п.5.1 Контракта, поставка товара осуществляется в течение 3 рабочих дней по заявке Заказчика, но при экстренной необходимости в течение одного дня в порядке, установленном в Техническом задании. Количество о объем заявок зависит от потребности Заказчика, возникшей в период действия контракта. Поставка товара без заявки Заказчика или поставка товара в объеме отличном от предусмотренного заявкой Заказчика не допускается.
В материалы дела Заказчиком представлен Государственный контракт N0379200000423000035 на поставку расходного материала (перчатки медицинские), решение об одностороннем отказе Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская клиническая больница" от исполнения контракта от 17.03.2023 N536 на поставку расходного материала (перчатки медицинские).
Согласно представленной информации, Заказчиком в адрес поставщика 22.02.2023 года была направлена заявка на адрес электронной почты, 28.02.2023 менеджер поставщика сообщила о невозможности поставки, в связи с отсутствием расходного материала на складе. Из заявки, отправленной по электронной почте поставщику 22.02.2023 года не было поставлено из семи заявок 4 позиции. Посредством электронной почты поставщику была направлена вторая заявка на поставку перчаток стерильных состоящая из двух позиций, одна из позиции отправленных поставщиком не соответствовала размерам указанным в заявке, а именно вместо заявленного размера 7,5 был направлен размер 8.
Поставщик своими действиями нарушил условия контракта, что негативно сказалось на работе учреждения, 02.03.2023 года в ООО "МедАрм" было направлено претензионное письмо с требованием осуществить поставки в срок, согласно заявкам, ответ на претензию поставщиком отправлен не был.
В результате изучения материалов дела N РНП 09-06, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз.1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п.1 ст.401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст.401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п.3 ст.401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст.310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с п.1 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно п. 10.3 Контракта, контракт может быть расторгнут в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 10.4 Контракта, стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
17.03.2023 Заказчиком принято решение о расторжения контракта в одностороннем порядке (решение от 17.03.2023 N536).
17.03.2023 решение о расторжения контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
В десятидневный срок, предусмотренный ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской ФедерацииN (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что согласно п.6.5 Контракта по решению Заказчика для приемки товара может создаваться приемочная комиссия.
Заказчиком в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о сроках поставки товара, а также о несоответствии характеристик, поставляемого товара требованиям предъявляемым Заказчиком.
На основании изложенного, учитывая тот факт, что ООО "МедАрм" осуществлял поставку товара, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России не усматривает в действиях ООО "МедАрм" факт намеренного уклонения от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
ООО "МедАрм" является профессиональным поставщиком, также ООО "МедАрм" заключено и исполнено более 128 государственных контрактов, что подтверждается реестром исполненных контрактов.
Изучив материалы дела и проведя внеплановую проверку действий Заказчика и поставщика в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "МедАрм" не подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (в редакции, действующей на дату размещения извещения о закупке),
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "МедАрм" (620144, г. Екатеринбург, ул. Верещагина, строение 6А, оф. 210; ИНН: 6671253603; КПП: 667101001; ОГРН: 1226600083929) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 6 апреля 2023 г. N РНП 09-06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2023