Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МКУ "ЖКЭС" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Автомеханизация" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на содержание автомобильных дорог, расположенных внутри населенных пунктов Чайковского городского округа (изв. N 0856300008422000089),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856300008422000089 Заказчиком проводился электронный аукцион на содержание автомобильных дорог, расположенных внутри населенных пунктов Чайковского городского округа. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 206 168,67 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 30.03.2023 N 3008/23) рассмотрение обращения было назначено на 05.04.2023 г. в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:00 ч. 06.04.2023 г. с целью принятия решения.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
08.04.2022 г. между Заказчиком и ООО "Автомеханизация" заключен контракт N 89-АЭ/22 на содержание автомобильных дорог, расположенных внутри населенных пунктов Чайковского городского округа на сумму 14 838 027,59 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 14.03.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить содержание автомобильных дорог, расположенных внутри населенных пунктов Чайковского городского округа (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Срок начала выполнения работ: 01.07.2022 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 30.06.2025 г.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль выполнения работ без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки выполненных работ (ее результатов) в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте).
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию и в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.4.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
7.4.3. если в ходе исполнения Контракта информация об Подрядчике, в том числе учредителе Подрядчика, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Подрядчика, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
7.4.4. просрочка исполнения обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
7.4.5. нарушения сроков устранения нарушений, выявленных в ходе выполнения работ;
7.4.6. установления недействительности обеспечения исполнения контракта, а также в случае истечения срока действия такого обеспечения;
7.4.7. если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 14.03.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.03.2023 г.
Информация об ООО "Автомеханизация" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 29.03.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что основанием, послужившим принятию решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, является: неоднократные нарушения, имеющие систематический характер, по качеству выполняемых работ.
Заказчик представил в адрес Комиссии жалобы граждан на некачественную уборку дорог.
Также Заказчик пояснил, что 13.03.2023 г. с участием представителей Заказчика и Подрядчика было осуществлено обследование содержания автомобильных дорог на предмет надлежащего исполнения условий Контракта.
По результатам обследования был составлен акт, согласно которому выявлены дефекты, недостатки и нарушения работ по содержания автомобильных дорог, требований действующего законодательства РФ, условий муниципального контракта, технической документации. Нарушены требования пунктов 8.1 ГОСТа Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", а именно: сужение проезжей части из-за отложений снега и льда на обочинах и на прикромочных зонах, на проезжей части дороги имеется колейность, зимняя скользкость, в виде снежного наката, необработанная противо-гололедным материалом, рыхлый снег на проезжей части дороги более 5 см.
Кроме того, Заказчик пояснил, что в связи с некачественным содержанием дорог со стороны ООО "Автомеханизация" Заказчик был вынужден привлекать иных лиц на безвозмездной основе к уборке дорог.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчик пояснил следующее.
По состоянию на 22.03.2023 г. все недостатки, указанные в акте от 13.03.2023 г., устранены в полном объеме, что подтверждается актом от 22.03.2023 г. с фото фиксацией.
Кроме того, на обслуживаемых ООО "Автомеханизация" территориях был обеспечены все условия для бесперебойного и безаварийного движения транспорта, включая специализированный (скорая помощь, пожарные) и пешеходов на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в период действия расторгаемого контракта.
Подрядчик также пояснил, что указанные в актах N 1 и N 2 от 13.03.2023 года недостатки явились причиной метеорологических условий и устранялись незамедлительно, в порядке, предусмотренном ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля"; техническим заданием.
Подрядчик также полагает, что при обследовании дороги составлении акта со стороны Заказчика были допущены следующие нарушения:
- на обследовании присутствовали только один представитель заказчика (Глазырин А.С.) и один представитель подрядчика (Тептин Д,В..). Не смотря на отсутствие при обследовании остальных членов комиссии, указанных в данном акте, они его подписали, не имея на это законных прав.
- составление акта обследования не предусматривается муниципальным контрактом.
- комиссия, создана без какого-либо распорядительного документа (постановления, распоряжения, приказа) или распорядительный документ не доведен до подрядчика, что противоречит условиям вышеуказанного муниципального контракта.
- Заказчик в акте обследования не обозначил погодные условия в момент обследования (температуру воздуха, скорость ветра, наличие осадков влажность, атмосферное давление), тогда, как на момент обследования шел дождь.
- Кроме того, при производстве замеров (инструментальный контроль) были применены инструменты и оборудования (мерная линейка) с отсутствующими сертификатами государственной поверки. В процессе измерений Заказчиком нарушены требования ГОСТ Р 59434-2021, а именно измерения производились с нарушением п. 11 Методы контроля вышеуказанного ГОСТа. В нарушение ГОСТ, замеры производились в одной точке, что подтверждается фото приложенным к акту. Должны же были производиться, согласно п. 11.1.4 Контроль линейных параметров (высота, ширина), снежно-ледяных отложений и снежных валов в местах, где их размещение допускается согласно требованиям настоящего стандарта, осуществляют измерительными линейками по ГОСТ 427, рулетками по ГОСТ 7502 и/или иными средствами измерений с точностью, не ниже указанных на участке дороги длиной 1,0 км. Высоту снежно ледяных отложений и снежных валов на участке измеряют в трех самых высоких точках, расстояние между которыми не менее 100 м. Ширину снежно-ледяных отложений и снежных валов определяют в трех точках, удаленных друг от друга не менее чем на 100 м с наибольшей визуально определенной величиной. За результат измерений принимают среднее арифметическое значение трех измерений, которое округляют до целого числа в сантиметрах (пункт 11.1.4 нарушен заказчиком согласно ГОСТ Р 59434-2021)
Заказчиком в фотоматериалах, приложенных к акту обследования, зафиксировано состояние проезжей части, характерное для погодных условий, описанных в ГОСТ Р 59434-2021 п. 3.4, а именно: особо неблагоприятные погодные условия", это состояние погоды, при котором под действием метеорологических факторов движение становиться затрудненным, несет прямую угрозу безопасности участников дорожного движения без специальных мер по защите дорог от воздействия метеорологических факторов и может быть прервано.
Примечание: К особо неблагоприятным погодным условиям относят: осадки в виде дождя и/или снегопада интенсивностью более 0,1 мм/мин, ветер со скоростью более 20 м/с, метель со скоростью ветра более 9 м/с, туман с метеорологической далыюстью видимости менее 200 м. температура воздуха в тени летом - более 40°С, зимой - менее минус 40°С.
В сложившихся погодных условиях: три дня шел дождь, Заказчик осуществил выезд для составления акта и его подписания, но не предприняв специальных мер для обеспечения безопасности дорожного движения - закрытие дорог (ограничение движения) и т.п.
Подрядчик полагает, что в части наличия большого количества претензий и замечаний со стороны жителей города на портале "Управляем вместе" имеет место быть "искусственное" создание жалоб со стороны недобросовестных лиц. При анализе поступивших жалоб на портале, ООО "Автомеханизация" было выявлено, что большая их часть исходят от одного и того же заявителя (136 из 146 жалобы от Дмитрия К). В подтверждение Подрядчик направил в адрес Комиссии скриншоты с портала "Управляем вместе".
Кроме того, Подрядчик пояснил, что в период с декабря 2022 года по март 2023 года в ООО "Автомеханизация" предписаний от ГИБДД не поступало. За данный период от ГИБДД получено два предостережения (от 23.01.2023 г. и 27.02.2023 г.) о проведении профилактического визита в целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения. В адрес Комиссии также были направлены копии предостережений.
Комиссия также отмечает, что по фотографиям, приложенным к акту обследования, не представляется возможным однозначно определить место (участок дороги), на котором было сделано фото.
Комиссия также отмечает, что согласно таблице 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлены следующие сроки устранения снега и зимней скользкости на проезжей части:
Вид снежно-ледяных образований |
Категория дороги |
Группа улиц |
Срок устранения <*>, ч, не более |
Рыхлый или талый снег |
IА, IБ |
А, В |
4 (3) |
|
IВ, II |
В, Г |
5 (4) |
|
III - IV |
Д, Е |
6 |
|
V |
- |
12 |
Зимняя скользкость |
IА, IБ, IВ |
А - В |
4 (5) |
|
II, III |
Г, Д |
5 |
|
IV |
Е |
6 |
|
V |
- |
12 |
<*> Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог [4]. Примечание - В скобках указаны сроки устранения для дорог и улиц городов и сельских поселений. |
Вместе с тем, в адрес Комиссии не представлены доказательства, что Заказчиком перед проведением обследования качества содержания дорог, был обеспечен срок для устранения снега и зимней скользкости на проезжей части.
Комиссия также отмечает, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, за период с 08.04.2022 г. по 14.03.2023 г. Подрядчик исполнил обязательства на общую сумму 2 805 704,61 руб. Как отмечалось ранее, Контракта заключен на срок до 30.06.2025 г.
Таким образом, совокупность действий Подрядчика была направлена на добросовестное, качественное исполнение обязательств по Контракту.
Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Подрядчика.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО ООО "Автомеханизация" с 2014 г. исполнило 37 Контрактов. Следовательно, ООО "Автомеханизация" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Автомеханизация" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Автомеханизация" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 апреля 2023 г. N РНП-59-106
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2023