В связи с поступившей информацией о возможном нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), на основании уведомления (исх. N 2918/23 от 28.03.2023 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Закона о закупках МКУ "УКС" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках (реестровые записи контрактов N 3591103928021000001, 3591103928021000015, 3591103928021000023, 3591103928021000042, 3591103928021000045, 3591103928021000046, 3591103928021000049, 3591103928021000050, 3591103928021000053, 3591103928021000052, 3591103928021000056, 3591103928021000060, 3591103928021000061).
Проверка проведена Комиссией в составе:
Председатель - Белова А.Н., заместитель руководителя управления,
члены комиссии:
- Шварев Р.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Лыкова О.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках (реестровые записи контрактов N 3591103928021000001, 3591103928021000015, 3591103928021000023, 3591103928021000042, 3591103928021000045, 3591103928021000046, 3591103928021000049, 3591103928021000050, 3591103928021000053, 3591103928021000052, 3591103928021000056, 3591103928021000060, 3591103928021000061).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
25.01.2021 г. между Заказчиком и ООО "СТ-ГРУПП", на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках заключен контракт на снос аварийного жилого дома (номер реестровой записи в ЕИС 3591103928021000001).
Установлено, что согласно представленному в адрес Комиссии обоснованию, необходимость заключения контракта N ЕП-21-04 от 25.01.2021 г. на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках обусловлена принятым Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Город Березники" (далее - КЧС) протоколом N 28 от 25.11.2020 г.
В соответствии с протоколом N 28 от 25.11.2020 г., в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, завершения расселения и сноса дома, в котором расселено более 70 % квартир, а также во избежание мародерства и аварийных ситуаций, связанных с утечкой газа, порыва водопроводных и канализационных труб и отопительной системы, КЧС было принято следующее решение:
"4. Управлению капитального строительства:
4.1. разработать проект организации демонтажных работ согласно Градостроительному Кодексу РФ и организовать работы по сносу дома по адресу: г. Березники, ул. Юбилейная, д. 86.
Срок: до 31.03.2021
4.2. при заключении контракта по проведению работ по сносу вышеуказанного дома руководствоваться статьей 93 Федерального закона 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок и товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о закупках, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в следующих случаях:
- осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Исходя из содержания положений п. 9 ч. 1 с. 93 Закона о закупках, указанная норма предусматривает закрытый перечень условий размещения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом обязательным требованием является отсутствие целесообразности в размещении закупки иными способами.
Заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу ч. 1 ст. 93 Закона о закупках может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2017, в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ, под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закона о защите населения):
- чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
- режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
- Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 8 ст. 4.1 Закона о защите населения, при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;
решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;
решением главы местной администрации муниципального округа или решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа;
решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения;
в) региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
г) федеральный уровень реагирования - решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (решением Правительства Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 2 настоящей статьи) при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "м" п. 1 ст. 11 Закона о защите населения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, на основании вышеизложенных положений законодательства следует, что решение о введении режима чрезвычайной ситуации, а также решение об определении уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию устанавливается соответствующим актом органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Следовательно, решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Город Березники" не влечет за собой введение режима чрезвычайной ситуации, а также не может определять уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию.
Необходимо отметить также, что согласно представленному в адрес Комиссии письму Министерства территориальной безопасности Пермского края от 20.02.2023 N 10-04-22ДСП-44, информация о возможных предпосылках возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Березниковского городского округа, связанных с последствиями техногенной аварии на БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий" в период с 01.01.2021 по 10.12.2022 г. в адрес Министерства территориальной безопасности Пермского края не поступала.
Кроме того, в вышеуказанном письме Министерство территориальной безопасности Пермского края отметило также, что отключение аварийного дома от коммуникаций и ограничение доступа посторонних лиц в здание после его расселения является достаточной мерой для предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Комиссией установлено также, что Протокол КЧС N 28 от 25.11.2022 г. не указывает на обстоятельство непреодолимой силы, послужившее основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках.
Таким образом, у Заказчика, при заключении на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках контракта N ЕП-21-04 от 25.01.2021 г., отсутствовали основания, предусмотренные указанным пунктом, а именно: наличие обстоятельств непреодолимой силы, введённый режим чрезвычайной ситуации или повышенной готовности.
Кроме того, как было указано ранее, протокол КЧС N 28 датируется 25.11.2020 г., вместе с тем контракт N ЕП-21-04 между Заказчиком и ООО "СТ-ГРУПП" заключен лишь 25.01.2021 г.
Таким образом, временной промежуток между принятием решения о необходимости заключения контракта и фактическим его заключением не коррелирует с требованием безотлагательности и срочности, указанном в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что совокупность вышеуказанных обстоятельств не является свидетельством отсутствия возможности применения конкурентных способов определения подрядчика в целях удовлетворения соответствующей нужды.
Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Таким образом, в действиях Заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках (реестровая записи контракта N 3591103928021000001), в ходе проведения внеплановой проверки выявлено нарушение ч. 1 ст. 24 Закона о закупках.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при заключении на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках контрактов N 3591103928021000015, 3591103928021000023, 3591103928021000042, 3591103928021000045, 3591103928021000046, 3591103928021000049, 3591103928021000050, 3591103928021000053, 3591103928021000052, 3591103928021000056, 3591103928021000060, 3591103928021000061.
ВЫВОД:
1. В действиях Заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках (реестровые записи контрактов N 3591103928021000001, 3591103928021000015, 3591103928021000023, 3591103928021000042, 3591103928021000045, 3591103928021000046, 3591103928021000049, 3591103928021000050, 3591103928021000053, 3591103928021000052, 3591103928021000056, 3591103928021000060, 3591103928021000061) выявлены нарушения ч. 1 ст. 24 Закона о закупках.
2. Предписание не выдавать, так как заключены контракты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 апреля 2023 г. N 50 (ключевые темы: чрезвычайная ситуация - закупка у единственного поставщика - ликвидация - органы местного самоуправления - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023