Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Шлейко Л.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на установку климатического оборудования (изв. N 0356200005123000173),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 06.04.2023 г. в 11:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 10.04.2023 г. с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200005123000173 Заказчиком проводился электронный аукцион на установку климатического оборудования.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 378 161,29 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 05.04.2023 г.
Заявитель считает, что Заказчик при формировании описания объекта закупки были нарушены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности, Заявитель указывает, что Заказчиком были установлены дополнительные характеристики к объекту закупки, не предусмотренные позициями каталога без надлежащего обоснования использования таких характеристик.
Заказчик с доводами Заявителя не согласен, указав, что объект оспариваемой закупки не включён каталог товаров, работ, услуг, следовательно Заказчиком был применен код позиции ОКПД 2 43.22.12.190 - работы по монтажу систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха прочие, не включенные в другие группировки. В дополнительных пояснениях Заказчик указал, что объект закупки не предполагает поставку товара, а включает в себя лишь выполнение работ по установке климатического оборудования.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 8 Правил, при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
В п. 9 Правил формирования установлено, что каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно п. 10 настоящих Правил формирования.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Подпунктом "д." п. 10 Правил формирования установлено, что в позицию каталога включается справочная информация, содержащая коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению, объектом оспариваемой закупки является монтаж сплит-системы (которому соответствует код позиции ОКПД 2 - 43.22.12.190).
Установлено также, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
Согласно положениям Технического задания, Работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием и локальным сметным расчетом, размещенным в единой информационной системе отдельным файлом, являющимся неотъемлемой частью настоящей документации.
В соответствии с Локальным сметным расчетом N 1, подрядчику надлежит выполнить, в том числе, работы по установке сплит-систем.
Согласно п. 1.2, п. 1.3 Технического задания, Подрядчик отвечает за качество материалов, комплектующих, предоставленных им для выполнения работ.
Материалы должны быть сертифицированы, соответствовать техническим регламентам, СНиП и СанПиН РФ требованиям безопасности, пожарной безопасности, в случае если к используемым материалам предъявляются такие требования в соответствии с нормативными актами РФ и письменно согласованы с Заказчиком до начала работ.
Используемый материал, комплектующие должны иметь упаковку и маркировку в соответствии с требованиями ГОСТов, ТУ. Товар должен отгружаться в упаковке, соответствующей характеру поставляемого товара и способу транспортировки, а также обеспечивающей целостность поставляемых материалов при транспортировке.
Положениями п. 1.11 Технического задания, установлены дополнительные требования и сведения к выполнению работ и материалам:
N п/п |
Наименование сплит-системы |
Условное обозначение |
Требования к техническим характеристикам, условия выполнения работ |
1 |
Сплит - система MDSAG-12HRN1 _ MDOAG-12HN1 (настенный кондиционер) или эквивалент |
12 |
Наружный блок размещается на высоте 7этажа. Дополнительно устанавливается низкотемпературный комплект до -400С, подогрев дренажа. Номинальная холодопроизводительность не менее 3,52 кВт. Номинальный потребляемый ток (охлаждение) не более 5,3А. Максимальный потребляемый ток не более 9А. Пусковой ток не более 25А. Уровень шума наружного блока дБ(А) не более 55. Тип хладагента R410A. Кондиционер предусматривает возможность подключения модуля WiFi для удаленного управления. Класс энергоэффективности не хуже: А. |
2 |
Сплит - система MDCA5-12HRN1 _ MDOU3-12HN1 (кассетный кондиционер) или эквивалент |
12 |
Наружный блок размещается на высоте 1этажа. Дополнительно устанавливается низкотемпературный комплект до -400С, подогрев дренажа. Номинальная холодопроизводительность не менее 3,52 кВт. Максимальный потребляемый ток не более 8А. Номинальный потребляемый ток (охлаждение) не более 4,8А. Пусковой ток не более 25А. Уровень шума наружного блока дБ(А) не более 55. Тип хладагента R410A. Кондиционер предусматривает возможность подключения модуля WiFi для удаленного управления. |
3 |
Сплит - система MDV MDCF-24HRN1 _ MDOU3-24HN1 (кассетный кондиционер) или эквивалент |
24 |
Наружный блок размещается на высоте 2этажа. Дополнительно устанавливается низкотемпературный комплект до -400С, подогрев дренажа. Номинальная холодопроизводительность не менее 7 кВт. Номинальный потребляемый ток (охлаждение) не более 11,5А. Максимальный потребляемый ток не более 18А. Подключение электропитания к наружному блоку. Уровень шума наружного блока, дБ(А) не более 60. Тип хладагента R410A. Кондиционер предусматривает возможность подключения модуля WiFi для удаленного управления. |
В результате анализа приложений к извещению, Комиссией установлено, что необходимая к установке сплит-система не предоставляется Заказчиком подрядчику, а приобретается подрядчиком самостоятельно.
Об вышеуказанном свидетельствует, в том числе, и факт наличия характеристик к сплит системам, установка которых необходима.
Указанное обстоятельство не коррелирует с доводами Заказчика о том, что в ходе исполнения обязательств по контракту поставка товаров не требуется.
Как было указано ранее, в силу п. 7, п. 8 Правил использования, при осуществлении закупки нескольких самостоятельных товаров заказчик применяет каталог в части товаров, на которые сформированы соответствующие позиции каталога.
Комиссией установлено, что описание объекта закупки не содержит в себе указания на позиции КТРУ в отношении кондиционеров.
При этом, Комиссией установлено также, что товару кондиционер может соответствовать, в том числе позиция 28.25.12.130-00000021 КТРУ.
Таким образом, в нарушение п. 7, п. 8 Правил использования, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, Заказчиком не были использованы позиции КТРУ.
На основании указанного, довод Заявителя признан обоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки необходимо указывать:
- информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать, в том числе:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно письму ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20, Заказчик при проведении закупки работ, услуг вправе не требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), лишь в следующих случаях:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Как было указано ранее, приобретение сплит-системы будет осуществляться подрядчиком, кроме того, описанием объекта закупки предусмотрены конкретные технические характеристики сплит-систем.
Вместе с тем, в ходе анализа приложения к извещению Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению Комиссией установлено, что указанное приложение не содержит в своем составе требований о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товара, а также порядка описания участниками закупки такого товара (сплит-системы).
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шлейко Л.Г. на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" при проведении электронного аукциона на установку климатического оборудования (изв. N 0356200005123000173) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 апреля 2023 г. N 4629/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2023