Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС по РА) в составе:
_.,
с участием по ВКС представителей заявителя ООО СК "АСтрой" _. (доверенность N1 от 04.04.2023 г.), уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай _. (доверенность от 09.01.2023 г.), в присутствии представителей заказчика КУ РА "Управление капитального строительства Республики Алтай" _. (доверенность от 10.04.2023 г.), _. (доверенность от 19.01.2023 г.), рассмотрев жалобу ООО СК "АСтрой" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N0177200000923000817 на строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, переулок Спортивный 3/3,
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 04.04.2023 г. поступила жалоба ООО СК "АСтрой" (вх. N1337) на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N0177200000923000817 на строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, переулок Спортивный 3/3.
Заявитель считает, что его заявка необоснованно отклонена конкурсной комиссией.
Не согласившись с доводом жалобы, Министерством экономического развития Республики Алтай, КУ РА "Управление капитального строительства Республики Алтай" представлены письменные возражения (вх. NN 1404, 1411 от 07.04.2023 г.).
Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.
13.03.2023 г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0177200000923000817 на строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, переулок Спортивный 3/3. Начальная (максимальная) цена контракта 128619850,00 рублей. Заказчиком является КУ РА "Управление капитального строительства Республики Алтай". Закупка осуществляется в рамках НП "Культура". 13.03.2023 г. заказчиком внесены изменения в вышеуказанное извещение.
На основании пп. а п. 1 ч. 11 ст. 48 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 данной статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 данной статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.03.2023 г. на участие в открытом конкурсе в электронной форме N0177200000923000817 поступило 7 заявок, при этом заявки N113855228, N113872956 (ООО СК "АСтрой") отклонены на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N0177200000923000817 установлены дополнительные требования к участникам закупки по ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, позиции 7 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
В соответствии с позицией 7 приложения к постановлению N2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 позиции 7 приложения к постановлению N2571, должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 1 позиции 7 приложения к постановлению N2571, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Из указанных норм следует, что постановлением N2571 установлено требование к наличию опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика.
Комиссией УФАС по РА установлено, что РТС-тендер (оператор электронной площадки) в реестре участников закупки, аккредитованных на электронный площадке, в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 7 приложения к постановлению N2571 размещены, в том числе следующие документы участника закупки (ООО СК "АСтрой"):
- копия договора субподряда от 05.12.2019 г. N1205/1-ГА, заключенного между ООО "СтройСибРегион" и ООО СК "АСтрой", на выполнение работ по завершению строительства объекта "Строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в микрорайоне "Заимка" г. Горно-Алтайск", на сумму 189731938,96 рублей (далее - договор субподряда);
- копия акта N01/20 приемки законченного строительством объекта от 30.06.2021 г., согласно которому исполнителем работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в микрорайоне "Заимка" г. Горно-Алтайск" является ООО "СтройСибРегион", стоимость объекта по утвержденной ПСД 274460121,00 руб., в строительстве принимало участие 10 субподрядчиков, в том числе ООО СК "АСтрой";
- копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N04-RU02301000-844-2021 от 23.08.2021 г., выданного Администрацией г. Горно-Алтайска застройщику - МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г.Горно-Алтайска" о вводе в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства "Общеобразовательная школа на 275 учащихся в микрорайоне "Заимка" г. Горно-Алтайск".
ООО СК "АСтрой" 10.04.2023 г. представило в УФАС по РА информацию (письмо ООО "СтройСибРегион" N1209/6 от 09.12.2019 г., декларация ООО СК "АСтрой" от 05.12.2019 г. о принадлежности к СМП или СОНО), согласно которой генеральный подрядчик ООО "СтройСибРегион" уведомляет заказчика МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска" о привлечении субподрядчика к выполнению работ по муниципальному контракту NФ.2019.243847 от 13.05.2019 г. на строительство объекта "Строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в микрорайоне "Заимка" г. Горно-Алтайск".
Комиссией УФАС по РА установлено, что вышеуказанный муниципальный контракт размещен в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок за реестровой записью N3041101458519000055.
Представитель заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА пояснила, что при подготовке к рассмотрению в УФАС по РА жалобы ООО СК "АСтрой", КУ РА "УКС РА" получило от МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска" и Министерства цифрового развития Республики Алтай заверенные копии актов приемки законченного строительством объекта от 30.06.2021 г. (по форме КС-11), согласно которым строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в микрорайоне "Заимка" г. Горно-Алтайск осуществлялось ООО "СтройСибРегион" с привлечением только двух субподрядчиков (ООО "Завод модульных котельных "Энергия"" и ООО "Энергия-Сервис"). Сведения о субподрядчике ООО СК "АСтрой" в данных документах отсутствуют. Просила приобщить копии данных актов к материалам дела, при этом указав, что акт, 06.04.2023 г. представленный МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска" имеет опечатку в дате штампа "копия верна" (не 6 марта 2023 г., а 6 апреля 2023 г.).
Комиссией УФАС по РА при рассмотрении трех экземпляров актов приемки законченного строительством объекта от 30.06.2021 г. (по форме КС-11) установлено следующее:
- акт, направленный ООО СК "АСтрой" оператору электронной площадки, зарегистрирован за N01/20, содержит сведения о десяти субподрядчиках (десятым из которых указано ООО СК "АСтрой"), стоимость объекта 274460121,00 руб. включает в себя: стоимость СМР 254451202,49 руб., стоимость оборудования, инструментов и инвентаря 17529098,01 руб., стоимость прочих работ и затрат 2479820,50 руб.;
- акт, заверенный 06.04.2023 г. заказчиком МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска", зарегистрирован за N01/20, содержит указание о двух субподрядчиках (ООО "Завод модульных котельных "Энергия"" и ООО "Энергия-Сервис"), стоимость объекта 274460121,00 руб. включает в себя: стоимость СМР 254451202,49 руб., стоимость оборудования, инструментов и инвентаря 17529098,01 руб., стоимость прочих работ и затрат 2479820,50 руб.;
- акт, заверенный 07.04.2023 г. Министерством цифрового развития Республики Алтай (орган стройнадзора), зарегистрирован за N01/21, содержит указание о двух субподрядчиках (ООО "Завод модульных котельных "Энергия"" и ООО "Энергия-Сервис"), стоимость объекта 274460121,00 руб. включает в себя: стоимость СМР 250528636,57 руб., стоимость оборудования, инструментов и инвентаря 22042083,86 руб., стоимость прочих работ и затрат 1889400,57 руб.
Следовательно, вышеуказанные три акта от 30.06.2021 г. (по форме КС-11) содержат разночтивую информацию о субподрядчиках, стоимости СМР, оборудования, инструментов, инвентаря, прочих работ и затрат.
Представитель ООО СК "АСтрой" не смог пояснить Комиссии УФАС по РА причины несоответствия акта приемки законченного строительством объекта от 30.06.2021 г. (по форме КС-11), направленного обществом оператору электронной площадки, акту, представленному заказчиком по муниципальному контракту - МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска" 06.04.2023 г. в адрес КУ РА "Управление капитального строительства Республики Алтай" (в части сведений о привлеченных субподрядчиках).
В связи с тем, что основанием для отклонения заявки N113872956 (ООО СК "АСтрой") является несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а не предоставление недостоверной информации в заявке (п. 8 ч. 12 ст. 48 данного закона) Комиссия УФАС по РА отмечает следующее.
Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства, реконструкции самого объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу положений ГК РФ окончательный результат выполненных работ, в данном случае построенный объект капитального строительства, передается заказчику генеральным подрядчиком, при этом именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда.
В определении Верховного суда Российской Федерации N309-ЭС20-15792 от 20.10.2020 г. указано, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства объекта в целом, в частности, опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, а также исполнению гарантийных обязательств.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА, изучив представленные документы и информацию, приходит к выводу, что ООО СК "АСтрой" не подтвержден опыт выполнения работ в соответствии с позицией 7 приложения к постановлению N2571.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО СК "АСтрой" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N0177200000923000817 на строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, переулок Спортивный 3/3, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 11 апреля 2023 г. N 004/06/48-131/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023