Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НБС-Сибирь" на действия конкурсной комиссии Департамента муниципального заказа Администрации г. Красноярска (далее -конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурса в электронной форме "Выполнение работ по ремонту ул. Семафорная на участке от ул. Матросова до ул. Судостроительная в городе Красноярске", размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "НБС-Сибирь" на действия конкурсной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурса в электронной форме "Выполнение работ по ремонту ул. Семафорная на участке от ул. Матросова до ул. Судостроительная в городе Красноярске", номер извещения N 0119300019823000346.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заседание Комиссии состоялось 06.04.2023 в 14:10 в присутствии представителей подателя жалобы, представителя уполномоченного органа и представителей заказчика, должным образом подтвердивших свои полномочия.
В связи с необходимостью в целях объективного и всестороннего рассмотрения доводов жалобы и проведения внеплановой проверки направления дополнительных запросов, привлечения для участия в рассмотрении жалобы победителя закупки - ООО "ПромСтрой", в заседании Комиссии объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 07.04.2023.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось в том же составе Комиссии с участием представителя ООО "ПромСтрой"", должным образом подтвердившего полномочия.
Из содержания жалобы следует, что победитель закупки не обладает необходимым опытом выполнения работ, требуемым для участия в закупке, в связи с чем не мог быть конкурсной комиссией признан победителем закупки.
Представитель конкурсной комиссии, заказчик с доводом жалобы не согласны, представили возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса в электронной форме "Выполнение работ по ремонту ул. Семафорная на участке от ул. Матросова до ул. Судостроительная в городе Красноярске".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено положение о правилах оценки заявок (далее - Положение).
Согласно подпункту "з" пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается следующим образом, а именно в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Таким образом, законодатель предоставляет заказчику право по определению максимальных и минимальных значений характеристик объекта закупки для расчета оценки по критерию "характеристики объекта закупки".
На основании подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из показателей оценки, в число которых входит показатель - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" данного пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" данного пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Из извещением о проведении закупки предусмотрен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, согласно которому оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "з" пункта 20 Положения, с учетом пункта 21 Положения при этом:
Предельное минимальное значение характеристики объекта закупки:
Xпредmin - 10.00
Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки:
Xпредmax - 12.00 исполненных гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Законом о контрактной системе стоимостью каждого не менее 100 000 000,00 рублей.
К оценке по критерию "квалификация участника закупки" принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе на выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги стоимостью каждого договора не менее 100 000 000,00 рублей.
Комиссией установлено, что Постановление Правительства РФ N2604 не регламентирует, каким обозом заказчику следует определять максимальные и минимальные характеристики объекта закупки. Следовательно, законодатель оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение самого заказчика.
Так из пояснений заказчика следует, что при определении максимальных и минимальных характеристик объекта он исходил из целей реализации принципа осуществления эффективной закупки, который может быть достигнут только путем определения высококвалифицированного участника рынка путем установления высоких требований к опыту выполнения работ потенциальным подрядчиком, поскольку контрактом планируемым к заключению предусмотрен большой объем работ, с которым может справиться только опытный подрядчик.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки и рассмотрения оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренный извещением о проведении закупки соответствует положениям Постановления Правительства РФ N2604.
Комиссией проанализирована заявка победителя закупки и установлено, что к оценке представлено 12 договоров, в число которых входит договор субподряда N608-ЕИ от 07.05.2021, заключенный с МП "САТП" и договор субподряда N1640/2022, заключенный с АО "Сибагропромстрой". Также победителем закупки приложены акты, выполненных работ, что является подтверждением того, что участник самостоятельно выполнил весь объем работ предусмотренный каждым из договоров.
Учитывая, что законодатель в подпункте "д" пункта 28 Положения закрепляет возможность при оценке квалификации участника закупки принимать в качестве подтверждения опыта участника гражданско-правовые договоры, то конкурсная комиссия правомерно приняла к рассмотрению и начислению баллов договоры субподряда, представленные победителем закупки, в связи, с чем Комиссия не усматривает нарушений требований статьи 48 Закона о контрактной системе в действиях конкурсной комиссии.
При этом Комиссией проанализирована судебная практика, на которую ссылается податель жалобы в качестве подтверждения довода, что принятие к оценке договора субподряда недопустимо. Данная практика не может быть принята во внимание, поскольку она сформирована не в рамках Постановления Правительства РФ N2604, вместе с тем практика, коррелирующая с предметом рассмотрения жалобы, ни подателем жалобы, ни иными участниками рассмотрения жалобы не представлена.
Вместе с тем Комиссией проанализирован договор субподряда N1640/2022, представленный победителем закупки - ООО "ПромСтрой", заключенный с АО "Сибагропромстрой", по которому 100% работ, предусмотренных к выполнению в рамках исполнения муниципального контракта 0119200000122008200, заключенного между АО "Сибагропромстрой" и МБУ "Управление городским хозяйством г. Назарово", подлежат выполнению ООО "ПромСтрой".
Учитывая, что весь объем работ по муниципальному контракту 0119200000122008200 выполняется субподрядчиком - ООО "ПромСтрой", а не победителем определенным по результатам проведения конкурентной процедуры - АО "Сибагропромстрой", происходит фактическая замена лиц в обязательстве, в результате которой в преимущественном порядке доступ на рынок выполнения работ по ремонту автомобильных дорог получает лицо вне конкурентных процедур, предусматривающих доступ на рынок только для лиц, подтвердивших свое соответствие особым требованиям, закрепленным законодательством о контрактной системе.
Кроме того, такое взаимодействие субъектов влечет последствия, выражающиеся в приобретении опыта выполнения работ как у субподрядчика, так и у лица, которое данные работы фактически не выполняло, поскольку договором субподряда предусмотрено условие, что генеральный подрядчик оказывает субподрядчику услуги по приемке от субподрядчика и сдаче заказчику работ, выполненных субподрядчиком. Таким образом, у генерального подрядчика, фактически не выполняющего работы, имеются документы (акты приема-передачи работ), подтверждающие, что данным лицом в полном объеме выполнены работ, предусмотренные контрактом. Указанный исполненный контракт далее используется таким лицом для пополнения общего объема исполненных контрактов, за счет которого лицо одерживает победу в конкурентных процедурах.
Подобное поведение хозяйствующих субъектов может свидетельствовать о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, Комиссия пришла к выводу о необходимости передачи материалов рассматриваемой жалобы в соответствующее структурное подразделение Красноярского УФАС России для рассмотрения по существу данного вопроса.
В результате рассмотрения жалобы, проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "НБС-Сибирь" необоснованной;
2. Передать материалы жалобы N024/06/106-922/2023 о рассмотрении вопроса о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту заключению договора субподряда N1640/2022 от 15.08.2022 между ООО "ПромСтрой" и АО "Сибагропромстрой".
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.П. Чупрунова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 апреля 2023 г. N 024/06/106-922/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2023