Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - М.А. Грицай, заместитель начальника отдела, М.А. Косенко - специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Нагайцева Дмитрия Владимировича на действия заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа (далее - уполномоченный орган), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях реконструкции объекта капитального строительства "Автомобильная дорога Обход г. Красноярска км 0 - км 10 (в части км 1 - км 10) на участке км 4+600 - 5+500 в Емельяновском районе Красноярского края)", размещенного на электронной площадке ЭТП "Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Нагайцева Д.В на действия заказчика, уполномоченного органа, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) "Выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях реконструкции объекта капитального строительства "Автомобильная дорога Обход г. Красноярска км 0 - км 10 (в части км 1 - км 10) на участке км 4+600 - 5+500 в Емельяновском районе Красноярского края)", номер извещения 0119200000123003800.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной
площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 10 апреля 2023 года в 10:00 присутствовали представитель уполномоченного органа, представитель заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
Податель жалобы явку своего представителя не обеспечил, ходатайств не направлял.
Согласно доводам подателя жалобы, установленный заказчиком порядок оценки нестоимостного критерия не позволяет выявить наилучшее предложение условий исполненного контракта, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение комиссии.
Заказчик с доводом подателя жалобы не согласен и представил мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях реконструкции объекта капитального строительства "Автомобильная дорога Обход г. Красноярска км 0 - км 10 (в части км 1 - км 10) на участке км 4+600 - 5+500 в Емельяновском районе Красноярского края)".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление 2604).
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с пунктом 17 Положения, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 указанного Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Комиссией проанализированы положения извещения и установлено следующее.
В приложении N4 к извещению заказчиком предусмотрены такие критерии оценки как:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (значимость критерия оценки, 60 процентов);
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия оценки, 20 процентов);
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия оценки, 20 процентов).
При этом критерий оценки качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки содержит два детализирующих показателя, а именно:
1. Описание работ, предусмотренных заданием на выполнение работ, с полным указанием предполагаемых к выполнению видов и объемов с обязательной ссылкой на нормативно- техническую базу (в произвольной форме);
2. Перечень действующих нормативно- технических документов, планируемых к применению при выполнении работ (таблица N1).
На основании предоставленной участником закупки информации количество баллов присуждается согласно шкале оценки:
- 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристик объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов.
Комиссией установлено, что в приложении N1 к контракту содержится структурированная последовательность работ по инженерным изысканиям и по проектированию, которую необходимо выполнить в рамках исполнения контракта
В ходе системного толкования положений извещения и пояснений заказчика, Комиссия пришла к выводу, что заявка участника должна содержать описание последовательности применяемых способов и методов выполнения работ, содержащихся в приложении N1 к контракту, что и будет отражать качество (свойство) выполняемых работ. Указанное, в свою очередь, будет оцениваться конкурсной комиссией при определении победителя закупки.
Данный подход заказчика в формировании качественных и функциональных критериев оценки обусловлен необходимостью поиска профессионального участника рынка, обладающего пониманием и знанием технологических процессов, применяемых в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Указанное в полной мере удовлетворяет принципу эффективности осуществления закупки, установленному статьей 12 Закона о контрактной системе, поскольку только профессиональный участник рынка может обеспечить качество выполняемых работ, в рассматриваемом случае проектных и изыскательных работ на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального назначения, что, безусловно, в конечном итоге будет влиять на публичные интересы населения в качественных и безопасных дорогах, обеспечивающих автомобильное сообщение между регионами РФ.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что описание последовательности и порядка оценки выполняемых работ по инженерным изысканиям и по проектированию являются качественными характеристиками объекта закупки, поскольку именно на их основании заказчик может выявить участника рынка, способного качественно и высокорезультативно выполнить работы, предусмотренные контрактом, подлежащим заключению по результатам закупки.
Таким образом довод подателя жалобы не находит своего подтверждения.
Вторым доводом подателя жалобы является неправомерно установленный порядок оценки опыта выполнения работ исключительно по разработке проектной документации по строительству и реконструкции автомобильных дорог.
Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Комиссия установила, что приложением к извещению о проведении рассматриваемой закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их значимость и порядок оценки, согласно которому к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предметом выполнения которого (которых) являются работы по разработке проектной документации по строительству и реконструкции автомобильных дорог.
В обоснование заявленных требований, в соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения N 2604 заказчиком применен такой показатель критерия оценки "квалификация участников закупки" как наличие у участников закупки опыта работ по разработке проектной документации (выполнению проектных и/или изыскательных работ) по строительству и реконструкции автомобильных дорог.
Руководствуясь подпунктом "а" пункта 28 Положения N 2604 для критерия применен показатель оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров"
Комиссия отмечает, что конечным результатом выполнения работ является готовая проектная документация.
Комиссией установлено, что заказчиком в соответствии с пунктом 6 раздела II Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571" установлены дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
К оценке принимаются: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Как было указано ранее, конечным результатом выполнения работ, являющихся предметом закупки, будет являться готовая проектная документация, таким образом довод подателя жалобы относительно применения пункта 17 приложения к постановлению N2571, не находит своего подтверждения, так как дополнительные требования пункта 17 Постановления N2571 применимы лишь к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильной дороги.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов подателя жалобы и об отсутствии в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе при формировании извещения, критериев оценки качественных характеристик объекта закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Нагайцева Д.В необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 апреля 2023 г. N 024/06/106-949/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023