Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - заместитель начальника отдела М.А. Грицай, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса в электронной форме "ОК-N-3513/23 "Радиационное обследование значимых объектов (дошкольные и школьные образовательные учреждения) г. Красноярска", размещенного на электронной площадке ООО "ЭТП Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва" на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса в электронной форме "ОК-N-3513/23 "Радиационное обследование значимых объектов (дошкольные и школьные образовательные учреждения) г. Красноярска", номер извещения N 0119200000123003331.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заседание Комиссии состоялось 10.04.2023 в 15:05 в присутствии представителей подателя жалобы, представителей заказника, представителя уполномоченного органа, должным образом подтвердивших свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что требования, изложенные в описании объекта закупки, о проведении измерений сезонных изменений объемной активности радона с использованием трековых экспозитметров в соответствии с методикой "Радон. Измерение объемной активности в воздухе помещений интегральным трековым методом", с учетом наличия иного метода измерений - "Методика измерений средней за время экспозиции объемной активности радона в воздухе жилых и служебных помещений", а также о применении при создании и наполнении базы данных результатов изучения радиационной программного обеспечения на языке Perl, ограничивают конкуренцию.
Представители заказчика, представитель уполномоченного органа с доводом жалобы не согласны, представили мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса в электронной форме ОК-N-3513/23 "Радиационное обследование значимых объектов (дошкольные и школьные образовательные учреждения) г. Красноярска".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией проанализировано содержание извещения о проведении закупки и установлено следующее.
Из содержания описания объекта закупки следует, что измерения сезонных изменений объемной активности радона должно проводиться с использованием трековых экспозитметров, разработка структуры базы данных результатов изучения радиационной обстановки на объектах и ее наполнение осуществляется при помощи программного обеспечения на языке Perl.
Из пояснений заказчика следует, что выбор метода из сезонных изменений объемной активности радона с использованием трековых экспозитметров обусловлен следующими обстоятельствами.
Методика "Радон. Измерение объемной активности в воздухе помещений интегральным трековым методом", разработанной ФГУП Научно-тонический центр радиационно-химической безопасности и гигиены ФМБА России и аттестованной в 2012 году (далее - Методика 1), имеет ряд преимуществ перед Методикой измерения средней за время экспозиции объемной активности радона в воздухе жилых и служебных помещений, разработанной НТЦ "НИТОН" и аттестованной в 2006 году (Метод 2)
Параметры условий измерений |
Методика 1 |
Методика 2 |
Диапазон измерений СРО |
20 Бк/мЗ - 2000 Бк/мЗ |
не более 30 Бк/мЗ |
Влажность воздуха |
60-96 %, |
до 85 % (более 85 %) |
Температура воздуха |
- 10...+35 °С |
+18...+26 °С (26-30 °С) |
Продолжительность измерения |
90 суток |
4 (до 6) суток |
Неопределенность при доверительном интервале 0,95 |
40% |
|
Относительная погрешность измерений |
- |
30 % (70 %) |
Основными существенными недостатками Методики 2 являются:
-ограничение по продолжительности измерения (до 6 суток);
-прямая зависимость сорбционной способности активированного угля от влажности воздуха в помещениях;
-высокая погрешность измерения (до 70 %) при нестандартных метеоусловиях и продолжительности экспонирования сорбционных колонок более 4 суток.
Также данные, полученные при реализации мероприятия, планируется передать в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю и в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" (далее - Учреждение) для учета в работе. С учетом этого и для корректного сопоставления данных (задача 6.1 технического задания) по ЭРОА радона в помещениях, приведенных в РГП Красноярского края и формах 4-ДОЗ, в том числе ранее полученным, возможно только при условии, что измерения проводились одними методами. В период с 2008 по 2022 годы измерения ЭРОА радона в помещениях выполнялись Учреждением трековым методом. В связи с этим только такой подход, а именно получение данных с использованием Методики 1 и их сравнение с данными РГП Красноярского края и форм 4-ДОЗ, обеспечивает достоверные условия сличения и прослеживаемости результатов.
Кроме того, метод измерения объемной активности в воздухе помещений интегральным трековым методом является более благоприятным для применения в детских дошкольных учреждениях, в которых будут проводиться измерения.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, учитывая, что Методика 1 - Измерение объемной активности в воздухе помещений интегральным трековым методом, является более совершенным и современным способом проведения измерений, чем Методика 2 - измерение средней за время экспозиции объемной активности радона в воздухе жилых и служебных помещений, заказчик избрал методику в наибольшей степени, удовлетворяющую его потребность, действуя в рамках общих начал законодательства о контрактной системе, в том числе принципа эффективности осуществления закупки, установленного статьей 12 Закона о контрактной системе.
Анализируя описания объекта закупки, Комиссия обращает внимание, что заказчику необходимы не только к выполнению работы по измерению сезонных изменений объемной активности радона, но и работы по созданию и наполнению базы данных результатов изучения радиационной обстановки на Объектах, разработке картографической основы г. Красноярска масштаба 1:100 000, вынесение на нее результатов услуги 2023-2024 годов, разработке и составлению реестра обследованных в 2023-2024 годы Объектов, содержащего результаты замеров по изучению радиационной обстановки на Объектах, оценке радиационной обстановки на каждом обследованном Объекте с учетом рассчитанных доз внешнего и внутреннего облучения для работников и посещающих, предложения по нормализации радиационной обстановки на обследованных Объектах (при необходимости).
Следовательно, работы по измерению сезонных изменений объемной активности радона с использованием трековых экспозиметров являются одним из видов работ, закупаемых заказчиком в рамках проведения анализируемой закупки.
Пунктом 3.11 Проекта контракта предусмотрено, что в целях выполнения Работы по Контракту Исполнитель может заключать договоры с третьими лицами, обладающими необходим опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством - лицензией, сертификатом либо другим документом, подтверждающим их право на выполнения данного вида Работы.
Таким образом, участник закупки (потенциальный исполнитель по контракту) не обязан выполнять работы измерению сезонных изменений объемной активности радона с использованием трековых экспозиметров самостоятельно, в случае если он не обладает возможностью для проведения данного вида работ, с этой целью он может привлечь иное лицо, отвечающее требованиям законодательства для проведения соответствующих работ с использованием метода трековых экспозиметров.
Комиссией установлено, что требование заказчика о применении при создании и наполнении базы данных результатов изучения радиационной обстановки на Объектах в 2023-2024 годы при помощи программного обеспечения на языке Perl обусловлено тем, что базы данных Заказчика и ГИС по радиационному обследованию объектов на территории Красноярского края реализованы на языке "Perl". Для обеспечения интеграции разрабатываемых программ с существующими информационными системами, требуется единый язык программирования.
Учитывая, что требования, установленные в описании объекта закупки к методу проведения сезонных изменений объемной активности радона с использованием трековых экспозиметров, применению при создании и наполнении базы данных результатов изучения радиационной программного обеспечения на языке Perl, образуют обоснованную и объективную потребность заказчика, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к вывожу об отсутствии в действиях заказчика нарушений положений статьи 42 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
О. П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 апреля 2023 г. N 024/06/106-957/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023