Дата изготовления решения: 14 апреля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Притумановой Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; Клюшкина А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
ООО "АЛЬТА" (далее - Общество, Подрядчик): Ефремова Андрея Александровича (решение N5/2021 от 06.03.2021),
МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Комсомольского муниципального района Ивановской области" (далее - Заказчик): Бындина Станислава Андреевича (распоряжение N13-рл/к от 28.03.2022),
на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 04.04.2023 от МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Комсомольского муниципального района Ивановской области" поступили материалы, свидетельствующие об одностороннем отказе Подрядчика от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещения N41 и N50 здания Администрации Комсомольского муниципального района, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2 (реестровый номер контракта 3370400585023000007), вследствие существенного нарушения Заказчиком условий контракта.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, было установлено следующее.
31.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0133300014123000013 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещения N41 и N50 здания Администрации Комсомольского муниципального района, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2. Начальная (максимальная) цена контракта - 378 705,01 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.02.2023 NИЭА1 победителем закупки было признано ООО "АЛЬТА", предложившее цену контракта - 253 106,47 руб.
По итогам проведения указанной закупки 28.02.2023 между МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Комсомольского муниципального района Ивановской области" и ООО "АЛЬТА" был заключен муниципальный контракт N3370400585023000007 на выполнение работ по текущему ремонту помещения N41 и N50 здания Администрации Комсомольского муниципального района, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.2 (далее - Контракт).
На основании п. 1.2 Контракта объем выполняемых работ определяется в соответствии с локальным сметным расчетом N "Текущий ремонт помещения N41 и N50 здания Администрации Комсомольского муниципального района, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.2", (Приложение N1 к Контракту), который является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с п. 4.1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в объеме и сроки, предусмотренные в настоящем Контракте, и сдать работы Заказчику.
Выполнять Работы в соответствии с локальным сметным расчетом N "Текущий ремонт помещения N41 и N50 здания Администрации Комсомольского муниципального района, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.2" (Приложение N1 к Контракту).
Для приемки выполненных работ Заказчиком Подрядчик предоставляет Заказчику на бумажном носителе:
- акт о приемке выполненных работ формы КС-2;
- справку о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3;
- акты на скрытые работы (при наличии);
- заверенные копии сертификатов на используемые строительные материалы (при наличии);
- счет и (или) счет-фактуру.
Согласно п. 4.1.5 Контракта Подрядчик обязан обеспечить за свой счет содержание и уборку территории, на которой производится выполнение работ и прилегающей к ней территории. Производить уборку мусора по мере его образования, но не реже чем 1 раз в 2 дня. Вывезти в 3-дневный срок со дня подписания документа о приемке выполненных работ за пределы указанной территории все принадлежащее ему имущество и оставшийся строительный мусор.
Согласно п. 6.1 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения Контракта в течение 30 рабочих дней.
В соответствии с п. 7.1. Контракта Заказчик имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время производства.
21.03.2023 Заказчик осуществил проверку выполнения работ на объекте. По итогам указанной проверки Заказчиком был составлен акт с перечнем выявленных недостатков от 21.03.2023, который был размещен на официальном сайте, а также отправлен Подрядчику по почте.
Согласно акту с перечнем выявленных недостатков, работы не отвечают требованиям Контракта, в том числе:
- устройство подвесных потолков типа "Амстронг" по каркасу их оцинкованного профиля сделан не пропорционально (имеются дыры и щели в панелях) профиль использовался старый (демонтированный);
- третья шпатлевка выполнена не на всей площади помещения, не качественно, имеются углубления и выпуклости;
- обои поклеены не качественно, отсутствуют примыкания мест стыков, структура обоев в районе швов нарушена (затерта, отслоение полотен обоев), имеются пятна на обоях, в нижних и верхних частях полотен обоев имеются отклеивания от стен;
- плинтуса установлены не качественно и т.д.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 13.3 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с созданием препятствий со стороны Заказчика, для оказания услуг по контракту, 23.03.2023 Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подрядчиком своевременно выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 23.03.2023 ООО "Альта" сформировало и разместило решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на официальном сайте.
На основании ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения контракта наступили в рассматриваемом случае с 04.04.2023.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
04.04.2023 Заказчик направил в Ивановское УФАС России обращение и иные документы, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям, представленным Обществом, причиной принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило следующее.
Согласно п. 101 и 102 Приложения N1 к Контракту (Локальный сметный расчет) Подрядчику необходимо перевезти груз I класса автомобилями самосвалами грузоподъемностью 10 т вне карьера на расстояние до 5 км.
Для надлежащего выполнения указанного вида работ по перевозке строительного мусора на расстояние до 5 км, должно быть место для его размещения. Выбросить строительный мусор, по мнению Общества, в лес или рядом с многоквартирным домом недопустимо, поскольку это является административным правонарушением в области охраны окружающей среды, о чем было указано в принятом Обществом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям, представленным Заказчиком, МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Комсомольского муниципального района Ивановской области" определило временное место складирования мусора рядом со зданием администрации г. Комсомольск, в устной форме.
Вместе с тем, 28.03.2023 Заказчиком было направлено письмо Подрядчику в ответ на его решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором Заказчик указал на выявленные недостатки при проверке выполнения работ Подрядчика, а также указал на то, что отходы, образующиеся при текущем ремонте, являются твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), и такие отходы вывозит региональный оператор с площадок, установленных на территории г. Комсомольск на расстоянии менее 5 км от здания Администрации г. Комсомольск.
В ответ на вышеуказанное письмо Заказчика, Общество направило письмо от 29.03.2023 с просьбой сообщить конкретное место для перевозки и размещения строительного мусора.
Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо, в котором сообщил адрес вывоза отходов, которые могут образоваться в ходе проведения работ по Контракту: г. Комсомольск, Торговый переулок, д. 4. Подрядчик на это письмо письменного ответа не дал.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, представитель ООО "Альта" сообщил, что по адресу г. Комсомольск, Торговый переулок, д. 4, нельзя вывозить строительный мусор. По этому адресу расположена обычная площадка с контейнерами для мусора, которая не подходит для размещения строительных отходов, так как существует государственный реестр объектов размещения отходов, и такого полигона для отходов в пределах 5 км от места выполнения работ не имеется. Более того, в пределах г. Комсомольск и ближайших к нему населенных пунктов полигона для размещения отходов строительства и ремонта не имеется. Перевозка строительного мусора на расстояние, превышающее предусмотренное локальным сметным расчетом, приведет к увеличению объема выполняемых работ без изменения цены Контракта.
Представитель Заказчика, на рассмотрении обращения Комиссией Ивановского УФАС России, с вышеуказанным не согласился и указал, что проблем с вывозом мусора у регионального оператора не будет, сославшись на договор между МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Комсомольского муниципального района Ивановской области" и региональным оператором, который Комиссии Ивановского УФАС России представлен не был.
Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что со слов представителя Заказчика, на объекте выполнения работ строительный мусор отсутствует, вместе с тем, как утверждают представители сторон Контракта, никто этот мусор с объекта не вывозил.
Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В результате осуществления проверки факта одностороннего расторжения Подрядчиком контракта, установлено, что Обществом не доказан факт наличия существенных нарушений Заказчиком в ходе исполнения Контракта. Контрактом не предусмотрена обязанность Заказчика предоставить Подрядчику площадку для вывоза мусора, кроме того, пояснения Заказчика, расходятся с пояснениями Общества относительно возможности выброса мусора на указанный Заказчиком адрес, а также относительно отсутствия или наличия мусора на объекте места выполнения работ. Претензии, как со стороны Заказчика, так и со стороны Подрядчика не подкреплены документально.
При указанных обстоятельствах у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют основания для включения сведений об ООО "АЛЬТА" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные МКУ "Управление по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Комсомольского муниципального района Ивановской области" в отношении ООО "АЛЬТА" (ИНН: 7728703139, 129090, г. Москва, 1-й Коптельский переулок, д. 26, стр. 1, эт. 1, пом. 4, комната 19), Ефремова Андрея Александровича, в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещения N41 и N50 здания Администрации Комсомольского муниципального района, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2 (реестровый номер контракта 3370400585023000007) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Председатель Комиссии: ___________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ___________________ Ю.К. Притуманова
___________________ А.О. Клюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 11 апреля 2023 г. N РНП-N37-033
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023