Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
без участия представителей Управления жизнеобеспечения Администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области (далее - Заказчик), без участия представителей Общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Союзэнерго" (далее - ООО "Союзэнерго", Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения о проведении закупки Заказчика - Управления жизнеобеспечения Администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области при проведении электронного аукциона "Демонтаж, монтаж и обмуровка котла ДКВР 4-13 на центральной котельной поселка Эвенск Магаданской области" (реестровый номер извещения 0147300002323000004).
Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения в действиях Заказчика положений Закона о контрактной системе при установлении в извещении, приложении к извещению "Проект контракта" противоречивых сведений в части размера обеспечения исполнения контракта, а также установление излишних требований к участникам закупки.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 23.03.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Демонтаж, монтаж и обмуровка котла ДКВР 4-13 на центральной котельной поселка Эвенск Магаданской области" (реестровый номер извещения 0147300002323000004).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 17 766 824,40 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 04.04.2023 12:30; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.04.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.04.2023.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 04.04.2023 N ЦПА1 на участие в закупке было подано 6 заявок участников, текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 39,21%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2023 N ИЭА1 все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным N 113915291 с ценовым предложением 10 800 000,00 руб.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в проекте контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта, несоответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
На основании части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Во исполнение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении закупки заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта - 888 341,22 руб., что составляет 5% от НМЦК. Вместе с тем, пунктом 8.1 проекта контракта установлено следующее: "Обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5% от цены контракта".
Учитывая, что в рассматриваемом электронном аукционе Заказчик не установил преимущества участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, следовательно, размер обеспечения исполнения контракта должен рассчитываться от начальной (максимальной) цены контракта, а не от цены, по которой заключается контракт.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения части 6 статьи 96, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе. Установленные нарушения имеют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно второму доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении к извещению о закупке "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке" установлены требования к участникам, не соответствующие положениям Закона о контрактной системе.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пунктов 9, 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом.
Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в подпункте "п" пункта 1 "Информация и документы об участнике закупки" приложения к извещению "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке" Заказчиком установлено следующее:
- "отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, установленное Заказчиком в приложении к извещению "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке", изложено в старой редакции Закона о контрактной системе, что не соответствует редакции Закона о контрактной системе, действующей на момент размещения извещения о проведении закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия установила, что заявки всех участников рассматриваемого электронного аукциона содержат декларации о соответствии требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактном системе, в соответствии с положениями действующей редакции Закона о контрактной системе, а Заявитель не является участником закупки.
Таким образом, выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Комиссия приходит к выводу предписание об устранении выявленных нарушений, в указанной части, не выдавать.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в извещении о закупке, приложении к извещению "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке" установлены требования к участникам о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что противоречит положениям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
К извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком приложено положительное заключение государственной экспертизы от 29.09.2022 N N 49-1-1-2-069295-2022, выданное МОГАУ "Управление государственной экспертизы", в соответствии с которым демонтаж, монтаж и обмуровка котла ДКВР 4-13, является видом работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Таким образом, Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона должен установить требование к участникам рассматриваемой закупки о членстве в саморегулируемой организации.
Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в извещении о закупке, приложении к извещению "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке" Заказчиком установлено следующее:
- н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
в соответствии с ч. 2 ст. 52, ч. 3 ст. 55.6, ст. 55.8, ч. 12 и 13 ст. 55.16, ч. 4, ч. 5 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 190-ФЗ лицо, выполняющее работы, являющиеся объектом закупки, должно быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме утверждённой Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации должен составлять один месяц с даты ее выдачи.
Рассмотрев извещение о закупке с приложениями, размещенное Заказчиком в ЕИС, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 55.17 ГрК РФ изложена в новой редакции, из которой исключено понятие "выписка из реестра членов саморегулируемой организации", а также исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022 г.
Частями 3, 5 статьи 55.17 ГрК РФ установлено, что формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций; сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
С учетом положений части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, Комиссия отмечает, что в связи с отсутствием законодательно закрепленного требования об обязанности предоставлять в составе заявки на участие в закупке документ, подтверждающий членство участника закупки в саморегулируемой организации, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно при рассмотрении заявок на участие в закупке проверяет наличие таких сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, формирование и ведение которое осуществляют соответствующие Национальные объединения саморегулируемых организаций. При осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации, требование к подтверждающему документу не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Данные выводы также отражены в совместном письме Минфина России и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.10.2022 N 24-01-07/95279, N Б0737-СИ/02 "О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Законом о контрактной системе".
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией были проанализированы поданные заявки на участие в электронном аукционе. Заявки всех участников электронного аукциона содержат выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителя закупки, Комиссией принято решение предписание об устранении выявленного нарушения в указанной части не выдавать.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, установленное в пункте 4.3.33 проекта контракта требование к подрядчику о поддержании чистоты, за собственный счет, на прилегающей к месту работ территории, может привести к ограничению количества участников закупки, так как Заказчиком не указана площадь прилегающей территории, что, по мнению Заявителя, не позволяет сформировать ценовое предложение, в том числе, данный вид работ не связан по своему характеру с объектом закупки, образует самостоятельный предмет оказания услуг.
Из письменных пояснений (вх. N 1215-ЭП/23 от 06.04.2023) Заказчика следует, что котел ДКВР 4-13 установлен внутри помещения центральной котельной, которое является "прилегающей территорией". Установленное пунктом 4.3.33 проекта контракта требование о поддержании чистоты на прилегающей к месту производства работ территории включает вывоз строительного мусора, материалов, данные финансовые затраты учтены Заказчиком в разделе 5 локально-сметного расчета.
Проанализировав имеющиеся в деле документы, пояснения Заказчика, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ; подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Статьей 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Подпунктом "л" пункта 13 Приказа Минстроя России от 21.12.2020 N 812/пр "Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства" установлено, что расходы на организацию работ на строительных площадках включают следующие затраты: расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок (устройство дорожек, мостиков и другие работы, связанные с благоустройством территории строительных площадок, уборку и очистку территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров (с вывозкой мусора), оплату труда работников с учетом страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию и другие расходы).
Комиссией установлено, что приложение к извещению "Проектная документация" содержит локальный сметный расчет (смета) N ЛС-02-01-01 от 01.04.2022, в котором Заказчиком учтены расходы на вывоз строительного мусора, материалов, при производстве работ по демонтажу, монтажу котла ДКВР 4-13.
Пунктом 4.3.9 проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "осуществлять в процессе производства работ систематическую, а также по требованию Заказчика уборку места выполнения работ, а по завершении Работ окончательную уборку места выполнения работ от остатков материалов и отходов. Обеспечивать целостность и надлежащий внешний вид ограждения вокруг места выполнения работ".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленное пунктом 4.3.33 проекта контракта требование о поддержании чистоты на прилегающей к месту производства работ территории не противоречат положениям и требованиям действующего законодательства.
От участников закупки не поступали жалобы, запросы разъяснений положений извещения о проведении электронного аукциона, в том числе касающихся требований к объему и стоимости работ по поддержанию чистоты на прилегающей к месту производства работ территории. На участие в электронном аукционе было подано 6 заявок, при этом Заявитель не является участником закупки.
Также Комиссия отмечает, что в силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе право представления информации и документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, представлено подателю жалобы, однако, в составе жалобы Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о невозможности подачи заявки на участие в закупке, в заседании Комиссии по рассмотрению доводов жалобы Заявитель участие не принял.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
6. В ходе проведения внеплановой проверки действий Заказчика Комиссией установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлены дополнительные требования к участникам отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно Приложению (далее - Приложение к Постановлению N 2571).
Пунктом 10 Приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
"Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Предметом закупки является "Демонтаж, монтаж и обмуровка котла ДКВР 4-13 на центральной котельной поселка Эвенск Магаданской области" (реестровый номер извещения 0147300002323000004).
Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 29.09.2022 N N 49-1-1-2-069295-2022, выданное МОГАУ "Управление государственной экспертизы", работы по демонтажу, монтажу и обмуровке котла ДКВР 4-13, являются видом работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
НМЦК - 17 766 824,40 рублей.
Заказчиком в извещении о закупке, приложении к извещению "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке", в соответствии с требованиями Постановления N 2571 установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2023 N ИЭА1 все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Рассмотрев заявки участников электронного аукциона, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что заявки участников: N1 (113915291) - ООО "Сибирская котло-монтажная компания", N 4 (113911425) - ЗАО ПК "Котлострой", N 6 (113914743) - ООО "Омега" не содержат документов, подтверждающих опыт выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При этом, участник с идентификационным номером N 113915291 (ООО "Сибирская котло-монтажная компания"), признан комиссией по осуществлению закупки победителем рассматриваемого электронного аукциона.
Участником N 2 (113901264) - ООО "ЭнергоХолдинг" в подтверждение опыта выполнения работ представлены следующие контракты:
1. N 7-0024-44-ЭА-22 от 19.04.2022 (реестровый номер контракта 2253611272922000012) на выполнение работ по капитальному ремонту, сумма контракта - 6 153 828, 92 руб. Согласно информации в ЕИС, данный контракт находится в статусе - исполнение;
2. N 22-117/135 от 16.06.2022 на капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, сумма контракта - 8 856 944,78 руб. Согласно пункту 3.1 данного контракта срок окончания выполнения работ по контракту - 05.06.2023.
3. N Т.2021.08532 от 23.07.2021 на выполнение работ по капитальному ремонту взрослой поликлиники и гаража, сумма контракта - 9 181 812,42 руб. Данный контракт исполнен, что подтверждено приложенной справкой о стоимости выполненных работ от 10.12.2021.
Участником закупки N 3 (113886951) - ООО "Сибпромэнергомаш" в подтверждение опыта выполнения работ представлены следующие контракты: N 131зк21 от 21.06.2021 на выполнение работ по ремонту котла ДКВР-6,5/13, а также реестровые номера контрактов: N 1323300922722000050 (находится в статусе - исполнение), N 0327100004122000029 на оказание услуг по техническому перевооружению котловой ячейки в составе парового котла ДКВР 2,5/13.
Данные контракты не соответствуют требованиям пункта 10 Приложения к Постановлению N 2571, в части подтверждения опыта выполнения работ.
Участником закупки N 5 (113911053) - ООО "Норд-строй" в подтверждение опыта выполнения работ представлен контракт N 08473000010210000180001 (реестровый номер 3490200198721000025) от 24.05.2021 на приобретение емкости 2*100м3;2*60м3 для модернизации комплекса водоснабжения п. Дукат в рамках капитального ремонта.
Данный контракт не соответствуют требованиям пункта 10 Приложения к Постановлению N 2571, так как объектом данного контракта является поставка товара, а не выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявки участников закупки: N 1 (113915291), 3 (113886951), 4 (113911425), 5 (113911053), 6 (113914743) неправомерно признаны комиссией по осуществлению закупки Заказчика соответствующими. Требованиям извещения о закупке, пункта 10 Приложения к Постановлению N 2571, соответствует только участник N 2 (113901264) - ООО "ЭнергоХолдинг".
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как установлено ранее, в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2023 N ИЭА1 все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении в действиях комиссии по осуществлению закупки Заказчика подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Установленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Союзэнерго" на положения извещения о проведении закупки Заказчика - Управления жизнеобеспечения Администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области при проведении электронного аукциона "Демонтаж, монтаж и обмуровка котла ДКВР 4-13 на центральной котельной поселка Эвенск Магаданской области" (реестровый номер извещения 0147300002323000004) обоснованной в части нарушений части 6 статьи 96, части 1 статьи 34, части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 96, части 1 статьи 34, части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупки нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 7 апреля 2023 г. N 049/06/42-56/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2023