Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителей ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" (далее - Заявитель) Д<_> (дов. б/н от 07.04.2023), Я<_> (дов. б/н от 07.04.2023), без участия Индивидуального предпринимателя К<_> (далее - ИП К<_>), уведомленного надлежащим образом, рассмотрела материалы, поступившие от Заявителя для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ИП К<_>, в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка леса круглого" (реестровый номер 0347100005523000001).
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения участника от заключения контракта и проверки факта недобросовестности подрядчика на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
УСТАНОВИЛА:
1. 14.03.2023 Заказчиком - ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка леса круглого" (реестровый номер 0347100005523000001).
Начальная (максимальная) цена контракта 3 096 900,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 22.03.2023 09:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 22.03.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.03.2023.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 22.03.2023 N ЦПА1 на участие в закупке было подано 2 заявки участников, с идентификационными номерами: 113803258, 113754499. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 7,00 %.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.03.2023 N ИЭА1 обе заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими положениям извещения об электронном аукционе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером 113803258 (ИП К<_>), с ценовым предложением 2 880 117,00 руб.
2. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
27.03.2023, во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком - ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" размещен в ЕИС без своей подписи проект контракта.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участнику закупки - ИП К<_> не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта, то есть до 03.04.2023, надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта и разместить на электронной площадке.
Согласно информации в ЕИС, 03.04.2023 победителем закупки государственный контракт, заключаемый с ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка леса круглого" (реестровый номер 0347100005523000001), подписан не был.
3. В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 05.04.2023 N ППУ20_1 победитель рассматриваемой закупки был признан уклонившимся от заключения контракта на основании невыполнения требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно в связи с не подписанием контракта.
Исходя из положений части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик в срок до 05.04.2023 должен направить в территориальное управление материалы в связи с уклонением победителя закупки от подписания муниципального контракта.
Материалы о включении ИП К<_> в реестр недобросовестных поставщиков были направлены в Магаданское УФАС России 05.04.2023 посредством размещения обращения в ЕИС.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок о факте уклонения от заключения контракта.
4. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу норм Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности организации в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении ИП К<_> в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков. Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.
В письменном пояснении (вх. N 1253-ЭП/23 от 10.04.2023) ИП К<_> указал, что предпринимательскую деятельность ведет менее одного года, работать в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд начал в 2023 году. На момент подачи заявки на участие в электронном аукционе N 0347100005523000001, ИП К<_> имел устную договоренность с поставщиком леса в Иркутской области и договоренность по его доставке в Магаданскую область. После победы в электронном аукционе, при оформлении доставки товара возникли разногласия с поставщиком леса, стоимость товара значительно возросла. В связи с чем, выполнение данного контракта не принесло бы выгоды. На основании изложенного, ИП К<_> было принято решение не подписывать контракт, чтобы у Заказчика имелась возможность провести новую закупку и заключить контракт с более добросовестным поставщиком. Недобросовестное поведение в действиях ИП К<_> не подразумевалось, риск включения в реестр недобросовестных поставщиков осознает полностью.
Оценив пояснения ИП К<_>, Комиссия Магаданского УФАС пришла к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем. При этом, такими действиями (бездействием) не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения договора.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Претендуя на заключение договора, путем участия в аукционе участник закупки не только имеет возможность учитывать специфику заключения договоров на электронной площадке, но, и обязан это сделать. Невыполнение в данном случае участником размещения заказа требований закона влечет невозможность заключения с ним договора, что влечет не только нарушение интересов заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Комиссия Магаданского УФАС России, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что ИП К<_> не были соблюдены требования законодательства о контрактной системе и не предприняты меры для подписания контракта в установленный законодательством срок.
Доказательств отсутствия вины в действиях ИП К<_>, наступления обстоятельств, приведших к невозможности подписания предпринимателем контракта в установленный срок, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" об участнике закупки - ИП К<_> (<_>), в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка леса круглого" (реестровый номер 0347100005523000001) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения соответствующих сведений в ЕИС.
3. Информация для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.04.2023 |
05.04.2023 |
05.04.2023 |
0 |
05.04.2023 |
12.04.2023 |
11.04.2023 |
0 |
14.04.2023 |
14.04.2023 |
0 |
0 |
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 11 апреля 2023 г. N 049/10/104-60/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023