Инспекция Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев материалы внеплановой проверки в отношении АППАРАТА НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик),
при участии представителей Заказчика - Магомедова А.А. (доверенность N 01/05 от 22.03.2023 г.), Мусаева Б.З. (доверенность N 01/05 от 22.03.2023 г.), Магомедова М.А. (доверенность N 01/05 от 22.03.2023 г.),
УСТАНОВИЛА:
На основании поступившей информации (письмо Федерального сетевого издания "Акценты" от 16.03.2023 г.), в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Приказа Дагестанского УФАС России N 39 от "21" марта 2023 г. инспекцией Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки проведена внеплановая камеральная проверка по адресу г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-й этаж, каб. N88 в отношении АППАРАТА НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) на предмет соблюдения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении следующих электронных аукционов:
- "оказание услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение" (извещение N 0303200029523000003);
- "оказание услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение" (извещение N 0303200029523000006);
- "оказание услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение" (извещение N 0303200029523000007) (далее - Аукционы).
В письме Федерального сетевого издания "Акценты" указывалось, что Заказчиком в технических заданиях к указанным закупкам неправомерно указаны конкретные санаторно-курортные учреждения Республики Дагестан.
Заседание инспекции Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок было назначено на 23.03.2023 г. в 15 часов 30 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
По результатам проведенной внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
1. 10.02.2023 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение извещение N 0303200029523000003.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 956 000 рублей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного толкования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены следующие требования к объекту закупки:
"Требования к санаторию
1.1. Расположение: санаторий должен быть расположен не дальше 40 км от столицы Дагестана - Махачкалы, и 10 км - от ближайшей ж/д станции. Санаторий должен быть расположен на берегу моря, в окружении гор и лесов, в непосредственной близости от пляжа.
1.2. Обслуживание в санатории - уборка номеров должна осуществляться ежедневно. Смена белья должна осуществляться не реже чем один раз в пять дней.
1.3. Питание: 4-х разовое по системе Шведский стол
1.4. Размещение: 1-местные номера, место в 2-местном номере (телевизор, холодильник, удобства, кондиционер и т.д.).
1.5. Основной медицинский профиль лечения санатория: болезни костно-мышечной системы, нервной системы, системы кровообращения, болезни обмена веществ и эндокринных желез.
1.6 Лечебная база: лечение в санатории должна носить многопрофильный, комплексный характер, с применением аппаратной физиотерапией, грязевым лечением, воздушными ваннами, солнечными ваннами, а также с массажем и лечебной физкультурой. Водолечебница должна быть оборудована современным медико-диагностическим оборудованием.
1.7. Досуг: современный кинозал, инвентарь и помещения для бильярда, волейбола, тенниса, бадминтона, библиотека с читальным залом. В комнате настольных игр должны иметь нарды, шашки, шахматы, лото. Песчаный, чистый, ухоженный пляж.".
Таким образом, описание объекта закупки не содержит указание на конкретные санаторно-курортные учреждения.
Учитывая изложенное, Инспекция не усматривает в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
2. 02.03.2023 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение извещение N 0303200029523000006.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 829 920 рублей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного толкования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены следующие требования к объекту закупки, в том числе:
"1. Наименование объекта закупки.
Оказание услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение в здравницах курортов Кавказских Минеральных Вод.
Описание объекта закупки.
Путевка на санаторно-курортное лечение должна быть оформлена на бланке строгой отчетности. Бланк путевки на санаторно-курортное лечение должен содержать полную информацию о здравнице (наименование санаторно-курортного учреждения, месторасположение, срок пребывания, категория номера, расчетный час и др.).
Сведения о месте расположения здравницы, лечебном профиле, лечебной базе процедурах, питании, досуге, условиях размещения, датах заезда и сроках пребывания по путевкам приведены ниже:
N п/п |
Наименование санатория |
Категория номера |
Дата Заезда* |
Кол-во дней |
Кол-во путевок (шт.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
"Заря" г.Кисловодск (или эквивалент) |
2-местный |
03.07.2023 |
13 |
2 |
2. |
-//- |
2-местный |
10.07.2023 |
16 |
2 |
3. |
-//- |
1-местный |
10.07.2023 |
12 |
1 |
4. |
-//- |
2-местный |
10.07.2023 |
19 |
2 |
5. |
-//- |
2-местный |
25.07.2023 |
16 |
2 |
6. |
-//- |
2-местный |
25.07.2023 |
16 |
2 |
7. |
-//- |
2-комнатный 2-местный Люкс |
31.07.2023 |
9 |
2 |
8. |
-//- |
2-местный |
31.07.2023 |
19 |
1 |
9. |
-//- |
2-местный |
01.08.2023 |
19 |
2 |
10. |
-//- |
1-местный |
06.08.2023 |
15 |
1 |
11. |
-//- |
2-комнатный 2-местный Люкс |
07.08.2023 |
10 |
2 |
12. |
-//- |
2-комнатный 2-местный Люкс |
17.08.2023 |
10 |
2 |
13. |
"Дубовая роща" г.Железноводск (или эквивалент) |
2-местный корпус Люкс |
07.07.2023 |
13 |
2 |
14. |
-//- |
2-местный корпус Люкс |
01.08.2023 |
13 |
2 |
15. |
"Москва" г.Ессентуки (или эквивалент) |
2-местный стандарт корпус 2 |
17.08.2023 |
15 |
2 |
16. |
"Плаза" г.Кисловодск (или эквивалент) |
1-местный |
10.07.2023 |
9 |
1 |
|
|
|
ИТОГО: |
|
28 |
Отдыхающие должны обеспечиваться услугами согласно курсу санаторно-курортного лечения.
В стоимость путевки должно входить: проживание, трехразовое питание, квалифицированное лечение в соответствии с медицинскими показаниями, необходимым количеством медицинских процедур, входящих в курс лечения, зависящего от основного заболевания, сопутствующей патологии, возраста, переносимости и совместимости процедур ранее пройденного лечения, если оно проводилось, а также включены все расходы Исполнителя, производимые им в процессе оказания Услуги, в том числе расходы на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы на упаковку, доставку, и иные расходы Исполнителя, связанные с исполнением настоящего Контракта.
Требования к предоставлению гарантий качества путевок:
Должны предоставляться гарантия поставки и передачи путевок в количестве и сроки, предусмотренные настоящим техническим заданием и проектом контракта, а также предоставление отдыхающим условий отдыха и лечения в срок, указанный в путевке. В случае перенесения срока лечения на другой срок, не заезда (или досрочного выезда) при возникновении уважительных причин (тяжелая болезнь, смерть близких родственников, служебная необходимость и другие уважительные причины) поставка должна осуществляться по письменному согласованию.
Путевка должна подтверждать право на услуги по санаторно-курортному лечению, предоставляемые здравницами.
В случаях, связанных с авариями, отключением систем жизнеобеспечения, которые прервали, либо сделали невозможным лечение и отдых, путевки должны быть заменены на равноценные в другие места отдыха и лечения.".
Представители Заказчика на заседании Инспекции указали, что при описании объекта закупки и указании конкретного наименования санатория были использованы слова "или эквивалент", что позволяет участникам закупки предложить любой другой санаторий соответствующий параметрам эквивалентности указанным также в описании объекта закупки.
Таким образом, описание объекта закупки не содержит ограничений для участников закупки в части предложения иного санаторно-курортного учреждения.
Учитывая изложенное, Инспекция не усматривает в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
3. 10.02.2023 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение извещение N 0303200029523000007.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 466 050 рублей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного толкования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены следующие требования к объекту закупки, в том числе:
"1. Наименование объекта закупки.
Оказание услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение в здравницах курортов Кавказских Минеральных Вод.
Описание объекта закупки.
Путевка на санаторно-курортное лечение должна быть оформлена на бланке строгой отчетности. Бланк путевки на санаторно-курортное лечение должен содержать полную информацию о здравнице (наименование санаторно-курортного учреждения, месторасположение, срок пребывания, категория номера, расчетный час и др.).
Сведения о месте расположения здравницы, лечебном профиле, лечебной базе процедурах, питании, досуге, условиях размещения, датах заезда и сроках пребывания по путевкам приведены ниже:
N п/п |
Наименование санатория |
Категория номера |
Дата Заезда* |
Кол-во дней |
Кол-во путевок (шт.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
"Заря" г.Кисловодск (или эквивалент) |
2-комнатный Люкс |
07.08.2023 |
12 |
2 |
2. |
"Плаза" г.Кисловодск (или эквивалент) |
1-местный |
01.08.2023 |
6 |
1 |
3. |
"Долина Нарзанов" г.Кисловодск (или эквивалент) |
2-местный |
24.07.2023 |
10 |
4 |
4. |
-//- |
1-местный |
24.07.2023 |
12 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
17.07.2023 |
10 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
31.07.2023 |
10 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
01.08.2023 |
10 |
1 |
|
-//- |
1-местный |
07.08.2023 |
12 |
1 |
5. |
"Дубовая роща" г.Железноводск (или эквивалент) |
1-местный |
05.06.2023 |
10 |
1 |
6. |
-//- |
2-местный |
07.08.2023 |
10 |
1 |
7. |
-//- |
1-местный |
24.07.2023 |
13 |
1 |
|
-//- |
1-местный |
15.07.2023 |
9 |
1 |
9. |
"Источник" г.Ессентуки (или эквивалент) |
1-местный |
20.07.2023 |
12 |
1 |
|
"Целебный ключ" г.Ессентуки (или эквивалент) |
2-местный |
10.07.2023 |
16 |
1 |
10. |
"Целебный нарзан" г.Кисловодск (или эквивалент) |
1-местный |
16.07.2023 |
9 |
1 |
11. |
"Горный воздух" г.Железноводск (или эквивалент) |
1-местный |
14.08.2023 |
21 |
1 |
13. |
"Крепость" г.Кисловодск (или эквивалент) |
2-местный |
09.07.2023 |
14 |
1 |
14. |
-//- |
2-местный |
03.09.2023 |
13 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
29.10.2023 |
13 |
1 |
15. |
"Шахтер" г.Ессентуки (или эквивалент) |
1-местный |
11.09.2023 |
10 |
1 |
16. |
"им.Кирова" г.Железноводск (эквивалент) |
1-местный |
14.08.2023 |
14 |
1 |
17. |
"Чайка" г.Нальчик (или эквивалент) |
1-местный |
01.06.2023 |
21 |
1 |
18. |
-//- |
1-местный |
19.06.2023 |
21 |
1 |
19. |
-//- |
1-местный |
10.07.2023 |
21 |
1 |
|
-//- |
1-местный |
24.07.2023 |
14 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
31.07.2023 |
14 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
01.08.2023 |
14 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
14.08.2023 |
14 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
14.08.2023 |
14 |
1 |
|
"Кругозор" г.Кисловодск (или эквивалент) |
1-местный |
15.06.2023 |
13 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
18.06.2023 |
11 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
19.06.2023 |
11 |
1 |
|
-//- |
2-местный |
10.07.2023 |
10 |
1 |
20. |
"Родник" г.Пятигорск (или эквивалент) |
1-местный |
17.07.2023 |
18 |
1 |
* с возможностью переноса даты заезда за 2-30 дней до даты, указанной в путевке. |
Отдыхающие должны обеспечиваться услугами согласно курсу санаторно-курортного лечения.
В стоимость путевки должно входить: проживание, трехразовое питание, квалифицированное лечение в соответствии с медицинскими показаниями, необходимым количеством медицинских процедур, входящих в курс лечения, зависящего от основного заболевания, сопутствующей патологии, возраста, переносимости и совместимости процедур ранее пройденного лечения, если оно проводилось, а также включены все расходы Исполнителя, производимые им в процессе оказания Услуги, в том числе расходы на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы на упаковку, доставку, и иные расходы Исполнителя, связанные с исполнением настоящего Контракта.
Требования к предоставлению гарантий качества путевок:
Должны предоставляться гарантия поставки и передачи путевок в количестве и сроки, предусмотренные настоящим техническим заданием и проектом контракта, а также предоставление отдыхающим условий отдыха и лечения в срок, указанный в путевке. В случае перенесения срока лечения на другой срок, не заезда (или досрочного выезда) при возникновении уважительных причин (тяжелая болезнь, смерть близких родственников, служебная необходимость и другие уважительные причины) поставка должна осуществляться по письменному согласованию.
Путевка должна подтверждать право на услуги по санаторно-курортному лечению, предоставляемые здравницами.
В случаях, связанных с авариями, отключением систем жизнеобеспечения, которые прервали, либо сделали невозможным лечение и отдых, путевки должны быть заменены на равноценные в другие места отдыха и лечения.".
Представители Заказчика на заседании Инспекции указали, что при описании объекта закупки и указании конкретного наименования санатория были использованы слова "или эквивалент", что позволяет участникам закупки предложить любой другой санаторий соответствующий параметрам эквивалентности указанным также в описании объекта закупки.
Таким образом, описание объекта закупки не содержит ограничений для участников закупки в части предложения иного санаторно-курортного учреждения.
Учитывая изложенное, Инспекция не усматривает в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
Р Е Ш И Л А:
Признать отсутствие в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции К.А. Бабаев
Члены Инспекции Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Магомедов К.Г.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 23 марта 2023 г. N 005/06/99-803/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2023