Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Б на действия государственного заказчика - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ (Республика Северная Осетия - Алания, г.Беслан, ул.Фриева, д.139 "а") при осуществлении закупки на поставку изделий медицинского назначения для рентгенохирургии (электронный аукцион N0310100005923000025, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
10 марта 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Б на действия ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в пункте 14 описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, которым соответствует только один товар, что по мнению Заявителя влечет ограничение количества участников закупки.
Одновременно с этим жалоба также содержит указание на соответствие установленным Заказчиком в пункте 14 описания объекта закупки характеристикам не менее 2-х товаров 2-х производителей:
Катетер сердечно-сосудистый ангиографический ALVISION - "АЛВИМЕДИКА ТИББИ УРУНЛЕР САНАИ ВЕ ДИС ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ", Турция (ФСЗ 2010/07091).
Катетер диагностический PANORAMA - ООО "НПО "Деост", Россия (РЗН 2021/14109).
При этом, Заявитель указывает на то, что ООО "НПО "Деост" является производителем катеров PANORAMA, а также единственным уполномоченным представителем и официальным дистрибьютором компании "АЛВИМЕДИКА ТИББИ УРУНЛЕР САНАИ ВЕ ДИС ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ", которая является производителем катетеров ALVISION. Таким образом, формирование такого технического задания отвечает требованиям двух производителей, но фактически удовлетворяет интересы лишь одного субъекта рынка - компании ООО "НПО "Деост".
Также Заявитель считает, что Извещение о проведении рассматриваемого Аукциона не соответствует требованиям подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование к остаточному сроку годности (стерильности) изделия (при его установлении производителем) на момент поставки должен составлять не менее 70%.
Кроме того, в жалобе Заявитель указал, что согласно письму ФАС России от 24.05.2017 N ИА/34601/17 остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению.
На основании вышеизложенного Заявитель считает, что требований Заказчика к остаточному сроку годности поставляемого товара, установленное в описании объекта закупки не отвечает критериям обоснованности и объективности, поскольку предусматривает различный остаточный срок годности в зависимости от общего срока годности изделия медицинского назначения, что как считает Заявитель, не связано с фактическими потребностями Заказчика.
Помимо прочего Заявитель в жалобе указал, что в пункте 9.3 проекта контракта Заказчиком установлено, что оплата по договору за поставленное оборудование и оказанные услуги осуществляется заказчиком после представления поставщиком в срок 7 банковских дней следующих документов или копий документов:
а) счета;
б) счета-фактуры;
в) товарной накладной (товарных накладных, подписанных Заказчиком);
г) актов приема-передачи оборудования (приложение N3 к договору), подписанных поставщиком и заказчиком;
д) копий регистрационных удостоверений на оборудование;
е) гарантии производителя (изготовителя) на оборудование (копии);
ж) гарантии поставщика на оборудование (копии);
з) копии документа о соответствии оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями).
При этом, из подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются, в связи с чем Заявитель считает, что условие о том, что подрядчик должен выставить счет-фактуру Заказчику, является необоснованным, так как организации и индивидуальные предприниматели которые не являются плательщиками НДС, в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, не предоставляют счет-фактуру.
Не согласившись с доводами жалобы ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ представило материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 02 марта 2023 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310100005923000025 на поставку изделий медицинского назначения для рентгенохирургии (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки и проект контракта.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Так, пунктом 14 описания объекта закупки предусмотрена поставка катетера агиографического одноразового использования (КТРУ 32.50.13.110-00005349) в описании требуемых характеристик которого, помимо прочего, Заказчиком установлено "наличие ASL (Atasal) 3,5; 4,0".
При этом, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и которые соответствуют его потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в Аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в Аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания делать вывод об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, и, соответственно, требования к товарам в описании объекта закупки в равной степени распространялись на всех потенциальных участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
При этом Заявитель в своей жалобе указывает на то, что установленным Заказчиком в пункте 14 описания объекта закупки соответствует продукция не менее 2-х производителей.
Между тем, материалов и документов, достоверно подтверждающих довод Заявителя о том, что формирование такого технического задания отвечает требованиям двух производителей, но фактически удовлетворяет интересы лишь одного субъекта рынка - компании ООО "НПО "Деост", в материалы настоящего дела также не представлено.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода.
2. Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Таким образом Законом о контрактной системе предусмотрено установление Заказчиком требования к сроку годности закупаемого товара.
Так, Заказчиком в описании объекта закупки установлено, что остаточный срок годности (стерильности) (при его установлении производителем) на момент поставки должен составлять не менее 70%.
Кроме того, Комиссия считает несостоятельной ссылку Заявителя на письмо ФАС России от 24.05.2017 N ИА/34601/17, поскольку в рассматриваемом случае установленное Заказчиком в извещении о закупке требование об общем остаточном сроке годности товара, выраженном в процентах, при одновременном отсутствии каких-либо ограничений относительно периода потребления закупаемых товаров, не ставит участников рассматриваемой закупки в неравные условия и не приводит к ограничению конкуренции и сокращению количества участников закупки.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что довод Заявителя о том, что установленное Заказчиком в описании объекта закупки требование к остаточному сроку годности закупаемого товара не связанно с его фактическими потребностями не обоснован ввиду того, что Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих потребностей, с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Из буквального толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Данный вывод подтверждается обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017.
Вместе с тем, отсутствие потребности Заказчика в остаточном сроке годности закупаемого товара, установленного им в описании объекта закупки, Заявителем никак не подтверждено.
3. Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Так, на основании вышеуказанных норм, Заказчиком в пункте 9.3 проекта контракта установлено, что оплата по договору за поставленное оборудование и оказанные услуги осуществляется Заказчиком после представления поставщиком в срок 7 банковских дней следующих документов или копий документов:
а) счета;
б) счета-фактуры;
в) товарной накладной (товарных накладных, подписанных заказчиком);
г) актов приема-передачи оборудования (приложение N3 к договору), подписанных поставщиком и заказчиком;
д) копий регистрационных удостоверений на оборудование;
е) гарантии производителя (изготовителя) на оборудование (копии);
ж) гарантии поставщика на оборудование (копии);
з) копии документа о соответствии оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями).
Из подпункта 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ следует, что при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ).
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками НДС в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) составлять счета-фактуры не должны.
Наряду с этим, в силу пункта 2 раздела 2 Приложения 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" при заполнении счета-фактуры в графе, предназначенной для указания налоговой ставки по операциям, указанным в пункте 5 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, вносится запись "без НДС"
Таким образом, действующее законодательство не содержит и прямых запретов на составление счетов-фактур организациями, не являющимися плательщиками НДС. При этом обязанность по оплате НДС будет возлагаться на поставщика (подрядчика, исполнителя), применяющего упрощенную систему налогообложения, лишь в случае выставления таким лицом заказчику счета-фактуры с выделением суммы НДС.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности данного довода жалобы.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода ввиду того, что в его основе лежит неверное толкование Заявителем Налогового кодекса РФ и Закона о контрактной системы в той части, которая по мнению Заявителя необоснованно возлагает на него, как лицо, не являющееся плательщиком НДС, обязанность по составлению счета-фактуры и последующей уплаты налога в бюджет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ИП Б на действия государственного заказчика - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100005923000025 на поставку изделий медицинского назначения для рентгенохирургии.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 17 марта 2022 г. N А46-03/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2023