Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев после объявленного перерыва в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Ренессанс-Медицина" (Московская область, г.о. Красногорск, д.Путилково, ул.Сходненская, д.35, помещ.1) на действия государственного заказчика - Минздрава РСО-Алания (Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Нальчикская, д.3 "А") при проведении электронного аукциона N0310200000323000525 на поставку аппарата рентгеновского для флюрорографии легких цифрового, в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
15 марта 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Медицина" на действия Минздрава РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлен код ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические", в то время как в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) присутствуют позиции, соответствующие товару, закупаемому в рамках рассматриваемого Аукциона, такие как: 26.60.11.113-00000121; 26.60.11.113-00000122; 26.60.11.113-00000123; 26.60.11.113-00000132; 26.60.11.113-00000145; 26.60.11.113-00000146; 26.60.11.113-00000147; 26.60.11.113-00000148, которые в свою очередь содержат описание и характеристики товара, закупаемого в рамках рассматриваемого Аукциона.
Также Заявитель считает, что Заказчик был не в праве указывать дополнительные характеристики закупаемого товара при его описании, которые не предусмотрены вышеуказанными позициями КТРУ, поскольку код ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические" содержится в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 (далее - ПП РФ от 10.07.2019 N878).
Вместе с тем, подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
При этом, в Извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Кроме того Заявитель указывает на то, что в Техническом задании Заказчиком установлено требование к дате производства поставляемого оборудования - 2021 г., что по мнению Заявителя ограничивает конкуренцию при проведении Аукциона.
Не согласившись с доводами жалобы Минздрав РСО-Алания представил в материалы дела письменные возражения.
Также, в материалы дела были представлены письменные возражения по существу жалобы победителя Аукциона - ООО "МЕД-СНАБ".
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и с учетом всех представленных материалов пришла к следующим выводам:
1. 07 марта 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000323000525 на поставку аппарата рентгеновского для флюрорографии легких цифрового, в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки (ТЗ), проект государственного контракта, а также обоснование неприменения позиций КТРУ.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - ПП РФ от 08.02.2017 N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей Правил формирования и ведения КТРУ под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения КТРУ;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является товар (аппарат рентгеновский для флюрорографии легких, цифровой), в отношении которого в КТРУ присутствуют соответствующие позиции, такие как: 26.60.11.113-00000121; 26.60.11.113-00000122; 26.60.11.113-00000123; 26.60.11.113-00000132; 26.60.11.113-00000145; 26.60.11.113-00000146; 26.60.11.113-00000147; 26.60.11.113-00000148 "Система рентгеновская (флюорографическая) для скрининга органов грудной клетки", которые в свою очередь содержат описание товаров.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлены ограничения допуска к участию в Аукционе в соответствии с ПП РФ от 10.07.2019 N878.
При этом код ОКПД2 26.60.11.113 содержится в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, из обоснования неприменения позиций КТРУ, размещенного в составе Извещения о проведении Аукциона следует, что позиции КТРУ: 26.60.11.113-00000121; 26.60.11.113-00000122; 26.60.11.113-00000123; 26.60.11.113-00000132; 26.60.11.113-00000145; 26.60.11.113-00000146; 26.60.11.113-00000147; 26.60.11.113-00000148 не применены в связи с тем, что в КТРУ отсутствуют позиции, характеристики которых в полной мере соответствуют потребности Заказчика, в аукционной документации указан только код ОКПД2 "26.60.11.113", что в полной мере соответствует требованиям ПП РФ от 08.02.2017 N145.
Технические, функциональные и качественные характеристики товара определены Заказчиком исходя из потребности лечебного учреждения, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия подготовленных кадров, материальной базы, а так же в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.06.2020 г. N560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований" (с изменениями и дополнениями от 18.02.2021 г.)
Кроме того, в Обосновании неприменения КТРУ Заказчиком приведено множество значимых для него характеристик закупаемого товара.
При этом, согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из буквального толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Данный вывод подтверждается обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017.
Также Комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Кроме того, частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, помимо прочего установлено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем, нарушение прав и законных интересов Заявителя представитель последнего в ходе рассмотрения жалобы не доказал, информации и документом, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов в материалы настоящего дела не представил.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода.
2. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
При этом довод Заявителя об установлении Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона требования к дате производства поставляемого товара - 2021 г. не нашел своего подтверждения, поскольку при изучении Извещения о проведении Аукциона Комиссией данного требования в Извещении о проведении Аукциона не обнаружено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Ренессанс-Медицина" на действия государственного заказчика - Минздрава РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000323000525 на поставку аппарата рентгеновского для флюрорографии легких цифрового, в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 марта 2023 г. N А48-03/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023