Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю" - Труевцевой Виктории Юрьевны,
от индивидуального предпринимателя Филимонова Андрея Михайловича - участвует лично,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Филимонове Андрее Михайловиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 08171000006210000840001 от 21.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817100000621000084 "Поставка часов наручных для формирования подарочного фонда на 2023 год", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
04 апреля 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю" о включении сведений индивидуальном предпринимателе Филимонове Андрее Михайловиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 08171000006210000840001 от 21.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817100000621000084 "Поставка часов наручных для формирования подарочного фонда на 2023 год".
11 апреля 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика пояснил, что поставщик не поставил товар в установленный контрактом срок, со ссылкой на введенные в отношении России санкции и отсутствие необходимых комплектующих. Предложенный в качестве замены товар не мог быть рассмотрен заказчиком как товар с улучшенными характеристиками.
Индивидуальный предприниматель против удовлетворения заявления заказчика возражает. Представил письменные пояснения. Указал, что в связи с давним сроком заключения контракта (21.06.2021) и нарушением логистических цепочек поставки компонентов для производства часов, вызванных ограничениями, связанными с распространением коронавирусной инфекции и введением санкций со стороны недружественных государств, исполнение контракта на прежних условиях не представляется возможным. Заказчику был предложен товар с улучшенными характеристиками, однако заказчик от него отказался. Пояснил, что осуществляет сборку часов самостоятельно, из закупаемых компонентов.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
25 мая 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817100000621000084 "Поставка часов наручных для формирования подарочного фонда на 2023 год".
На участие в закупке была подана 1 заявка.
Протоколом подведения итогов определения поставщика от 08.06.2021 г. заявка была признана соответствующей.
21 июня 2021 года по итогам закупки N 0817100000621000084 между ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю" и индивидуальным предпринимателем Филимоновым Андреем Михайловичем был заключен государственный контракт N 08171000006210000840001, по условиям которого поставщик обязуется поставить государственному заказчику часы наручные для формирования подарочного фонда на 2023 год в соответствии со спецификацией (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта поставка товара осуществляется не ранее 10.01.2023 года и не позднее 10.02.2023 года, на склад государственного заказчика.
Письмом от 31.01.2023 г. поставщик предложил заказчику рассмотреть возможность поставки часов с улучшенными характеристиками.
В письме от 01.02.2023 г. заказчик указал поставщику, что представленные характеристики не являются улучшенными, просил поставить товар согласно спецификации к контракту.
Письмом от 02.02.2023 г. поставщик уведомил заказчика, что по состоянию на 01.02.2023 г. ввиду санкций со стороны недружественных государств, комплектующие для производства наручных часов поступают от других поставщиков. В связи с этим в данный момент нет технической возможности исполнить контракт в соответствии со спецификацией по независящим от поставщика причинам. Просит расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В письме от 08.02.2023 г. заказчик от расторжения контракта отказался.
В письме от 13.02.2023 г. поставщик настаивал на наличие обстоятельств непреодолимой силы - распространении COVID-19 и введенными санкций в отношении Российской Федерации.
20 февраля 2023 года заказчик направил поставщику претензию с требованием поставки товара и оплаты пени.
Поставщик товар не поставил, пеню не оплатил.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 13.3 контракта государственный заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в соответствие с частями 8-11, 12.1, 12.2, 13, 14, 14.1, 14.2, 15-17, 17.1, 17.2, 18, 23, 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик товар не поставил, 22 марта 2023 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 08171000006220000290001 от 21.06.2021 г. Указанное решение было в тот же день размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 03 апреля 2023 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, в Информационном письме Минфина России от 08.04.2022 г. N 24-01-09/29768 указано - если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций. К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
Индивидуальный предприниматель не представил ни заказчику, ни Комиссии сведения об используемых им в производстве часов комплектующих, их производителях, фактах вынужденной замены поставщиков, способах и путях поступления комплектующмх для сборки готовой продукции, количестве занятых на производстве сотрудниках и их нетрудоспособности в период распространения коронавирусной инфекции и другую информацию, из которой бы следовало, что неисполнение обязанности по контракту явилось следствием распространения инфекции COVID-19, введения санкций и (или) мер ограничительного характера.
Комиссия отмечает, что введение ограничительных мер в связи с распространением инфекции COVID-19 началось весной 2020 года, и к моменту подачи заявки на участие в закупке 0817100000622000029 (май 2021 года) индивидуальный предприниматель имел возможность оценить свои предпринимательские риски, связанные с поставкой товара, комплектующие для которого буду поставлены третьими лицами.
Комиссии также не были представлены доказательства обращения поставщика в компетентные организации с заявлением о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы, информации о получении соответствующего заключения от компетентных организаций.
Кроме того, ни заказчику, ни Комиссии не были представлены доказательства, что предложенный поставщиком в качестве замены товар имеет улучшенные характеристики по сравнению с теми, которые указаны в контракте, и может удовлетворить потребности заказчика.
Заказчик вправе был рассчитывать на надлежащее исполнение поставщиком заключенного контракта на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. Поставщик не представил доказательств невозможностью исполнения контракта по независящим от него причинам.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу о наличии факта недобросовестного поведения поставщика. Доказательства добросовестного поведения представлены не были.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе Филимонове Андрее Михайловиче ИНН 504700001385 (141411, Московская область, г. Химки, ул. Пожарского, 12-82).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
|
М.Н. Кудельникова
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 11 апреля 2023 г. N РНП-22-79-Р/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023