Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРБИС" (далее - ООО "ИРБИС", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения корпуса 1 БУЗОО "КМСЧ N 9" по адресу г. Омск, ул. 5-я Кордная, 73 в рамках капитального ремонта здания (Реестровый номер 23.33.0299) (извещение N 0152200004723000308) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей уполномоченного органа - "_", исполняющего обязанности начальника ГУКС Омской области, "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2895-ЭП/23 от 30.03.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 17.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 5585260,80 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 27.03.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы тремя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 5222218,90 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 249 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2023 заявка одного участника закупки (заявителя) была отклонена, победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта в размере 5249000 руб. (идентификационный номер заявки 142 ООО "Велес").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка заявителя. По мнению общества, содержащиеся в его заявке документы подтверждают опыт выполнения работ, а равно его соответствие дополнительным требованиям к участникам закупки, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
ГУКС Омской области были представлены (вх. N 3095-ЭП/23 от 05.04.2023) возражения на доводы жалобы, согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки участника закупки отсутствуют. Договор, представленный в составе заявки заявителя, не является исполненным и не подтверждает опыт выполнения работ.
В силу частей 2, 3, 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 такой статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке).
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 предусмотрено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Из позиции 10 Раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571 следует, что, если объектом закупки выступают работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), к участнику закупки предъявляются требования о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки данному дополнительному требованию, являются:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 данной позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" данной позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" данной позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта, определенная заказчиком, превышала 5 млн. рублей, а объектом спорной закупки выступало выполнение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения, извещение о проведении электронного аукциона содержало информацию об установленных в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571 дополнительных требованиях.
На необходимость определения в содержании извещения об осуществлении закупки информации о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, и перечне документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, также указано в пункте 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, если иное не предусмотрено таким законом.
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 Федерального закона о контрактной системе, были указаны в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению".
На основании пункта 3 части 6 указанной статьи при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 такого закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 данной статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных данным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Пунктом 2 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а"" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0152200004723000308 от 29.03.2023 заявка общества была отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "На основании пункта 2 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке (далее - заявка) в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ и извещением о проведении электронного аукциона, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и позицией 10 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 N 2571 (отсутствует исполненный договор: цена представленного договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыльца учебного корпуса больше, чем сумма по представленным актам выполненных работ)".
Из представленных АО "Сбербанк - АСТ" (вх. N 3020-ЭП/23 от 03.04.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N -/2085/23 от 31.03.2023) сведений следует, что оператором электронной площадки были направлены копии следующих документов участника закупки с идентификационным номером заявки 249 (ООО "ИРБИС"), подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям по части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе:
- договор N ЭА 01-22 (223) от 11.04.2022 (далее - договор), заключенный между обществом и ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России,
- документы, являющиеся приложениями к договору, а именно: акт сдачи-приемки выполненных работ от 27.07.2022, акт о приемке выполненных работ N 1 от 06.07.2022, справка о стоимости выполненных работ N 1 от 21.07.2022.
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из конкретных обстоятельств дела.
Согласно пункту 1.1 представленного в качестве подтверждения наличия опыта обществом договора его предметом выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим Договором срок выполнить работы по капитальному ремонту крыльца учебного корпуса, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Некрасова, 5А, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим Договором".
Сроки выполнения работ определены в пункте 1.3 договора: "Начало выполнения работ: с момента заключения Договора. Окончание работ: по 29.07.2022 года включительно".
Из содержания договора следует, что отдельные этапы исполнения договора не были выделены.
Пунктами 4.1.9, 6.1 и 6.2 договора в отношении сдачи-приемки работ также было установлено:
"4.1.9. при полном завершении работ в течение 5 (пяти) рабочих дней собрать и вывезти за пределы места выполнения работ принадлежащее Подрядчику оборудование, механизмы, инструменты, убрать и вывезти мусор, известить об этом Заказчика в письменной форме и в этот же срок представить на подписание акт приемки выполненных работ (форма N КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акт сдачи-приемки выполненных работ, актов освидетельствования скрытых работ. Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 будет подписан Сторонами после выполнения Подрядчиком вышеуказанных обстоятельств";
"6.1. Заказчик, получивший от Подрядчика письменное сообщение о готовности к сдаче результата выполненных в соответствии с настоящим Договором работ и документы, перечисленные в п.4.1.9, осуществляет их приемку по объему и качеству в течение 5 (пяти) рабочих дней.
6.2. Сдача результатов работ Подрядчиком и их приемка Заказчиком оформляются двусторонним актом приемки выполненных работ (форма N КС-2), составленным Подрядчиком, а также справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) с приложением Заказчику всей исполнительной документации, а также актом сдачи-приемки выполненных работ, актов освидетельствования скрытых работ".
В соответствии с пунктом 2.1 договора цена заключенного договора составляла 3129494,4 руб.
При этом акт о приемке выполненных работ и иные приемочные документы подтверждают, что соответствующие работы были выполнены подрядчиком на сумму 2800215, 22 руб.
Вышеприведенные обстоятельства, по мнению уполномоченного органа, свидетельствуют о том, что представленный ООО "ИРБИС" договор исполненным не является и не подтверждает его опыт в соответствии с Постановлением N 2571.
Комиссия не может согласиться с указанной позицией, поскольку в акте сдачи-приемки выполненных работ от 27.07.2022 прямо указано, что "Указанные Работы выполнены согласно условиям договора. Сроки выполнения работ соблюдены согласно условиям договора. Претензий к Подрядчику по выполненным работам Заказчик не имеет".
Руководствуясь вышеприведенными положениями Постановления N 2571, Комиссия не может согласиться с мнением ГУКС Омской области о том, что в подтверждение опыта надлежало предоставить дополнительное соглашение о расторжении договора в неисполненной части, поскольку извещение и инструкция по заполнению заявки не содержали положений о том, что к договору, представляемому участником закупки в подтверждение опыта, должны быть приложены все дополнительные соглашения, предусматривающие изменение или расторжение такого договора.
Также следует признать несостоятельным довод уполномоченного органа о том, что из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр договоров", следует, что спорный договор находится в стадии "исполнение".
Документы, необходимые к предоставлению для подтверждения опыта выполнения работ, регламентированы Постановлением N 2571. Размещение документов, связанных с исполнением контракта, осуществляется непосредственно заказчиком, то есть третьим лицом. Добросовестность участника закупки не может быть поставлена в зависимость от действий третьих лиц.
Таким образом, представленные обществом документы о приемке работ подтверждают цену таких работ и их выполнение.
Кроме того, данным актом подтвержден тот факт, что стоимость выполненных работ составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводился рассматриваемый электронный аукцион (сумма, указанная в акте, фактически превышает 1117052,16 руб.).
В рассматриваемом случае представление участником закупки документов о выполненных работах на сумму меньшую той, которая указана в договоре, не свидетельствует о неисполнении договора (данные выводы также соответствуют судебной практике по делам N А33-18140/2017, N А66-12432/2018).
Доказательств того, что комиссией по осуществлению закупок во избежание формального подхода к рассмотрению заявок участников были совершены какие-либо мероприятия в целях проверки информации, содержащейся в заявке участника закупки, в материалы дела не представлено.
При этом Омским УФАС России в рамках рассмотрения настоящей жалобы по существу от стороны договора - ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России было получено соглашение о его расторжении от 27.07.2022, согласно которому стороны договорились о том, что договор является исполненным на сумму 2800215,22 руб., в остальной части считается расторгнутым.
Принимая во внимание указанное, отсутствие правовых оснований для отклонения заявки ООО "ИРБИС", Комиссия признает в действиях уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе, жалобу обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРБИС" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения корпуса 1 БУЗОО "КМСЧ N 9" по адресу г. Омск, ул. 5-я Кордная, 73 в рамках капитального ремонта здания (Реестровый номер 23.33.0299) (извещение N 0152200004723000308) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9".
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение пункта 2 части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, оператору электронной площадки АО "Сбербанк - АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 апреля 2023 г. N 055/06/106-376/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2023