Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Атом Тех Сервис" (далее - ООО "Центр Атом Тех Сервис", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - БУЗОО "КОД", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники (Реестровый номер 230306) (извещение N 0852500000123000820) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_" (доверенность N 8 от 27.03.2023),
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 7 от 23.12.2022),
заказчика - "_" (доверенность N 7 от 04.07.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3147-ЭП/23 от 06.04.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок установлены 06.04.2023 в 08:00 час. (МСК+3).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 27204854,42 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 06.04.2023 ценовые предложения были поданы двумя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 16866992,72 руб. было подано участником с идентификационным номером заявки 113903179 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2023 свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "АТОМСЕРВИС).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения и заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Заявителем указано, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" представлены (вх. N 3296-ЭП/23 от 10.04.2023) возражения на доводы жалобы, из которых следует, что рассмотренные в пределах полномочий документы для целей проведения закупки, поступившие от заказчика, в том числе описание объекта закупки, проект контракта соответствуют Федеральному закону о контрактной системе.
Согласно возражениям БУЗОО "КОД" (вх. N 3349-ЭП/23 от 12.04.2023) размещенные в составе извещения об осуществлении закупки электронные документы являются надлежащими и отвечают потребностям заказчика.
3.1. Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки выступает оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники.
Характеристики закупаемых услуг для нужд заказчика были конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
При этом описание объекта закупки включает информацию, указанную в соответствующих его разделах: "Перечень медицинского оборудования" (раздел 1), "Виды оказываемых услуг" (раздел 2), "Перечень запасных частей, используемых при оказании услуг" (раздел 3), "Перечень товаров, используемых при оказании услуг" (раздел 4), "Запасные части, используемые при оказании услуг по ремонту медицинского оборудования и предоставляемые Исполнителем" (раздел 5), "Требования к исполнителю" (раздел 6), "Общие требования к оказанию услуги, их качеству, в том числе технологии оказания услуг, методам и методики оказанных услуг" (раздел 7).
Оценивая правомерность предъявляемых требований к закупаемым услугам, Комиссия исходила из следующего.
Так, в разделе 7 описания объекта закупки перечислены нормативно-технические документы, регламентирующие закупаемый вид услуг:
- ГОСТ 18322-2016 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения".
- ГОСТ Р 50326-2020/IEC/TR 60513:1994 "Основные принципы безопасности электрического оборудования, применяемого в медицинской практике".
- ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 57501-2017).
- ГОСТ Р 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения".
- ГОСТ Р 58451-2019 "Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения".
Одним из видов медицинского оборудования согласно пункту 2 раздела 1 описания объекта закупки является система лучевой терапии Unique.
В свою очередь, в пункте 2 раздела 3 описания объекта закупки в перечне запасных частей, используемых при оказании услуг, данного медицинского оборудования указан контейнер ионизационной камеры.
По мнению заявителя, вышеприведенный товар, подлежащий техническому обслуживанию, технологически и функционально не связан с иными медицинскими изделиями, включенными в перечень.
В обоснование своей позиции общество ссылается на положения ГОСТ Р 57501-2017, в пункте 3.3 раздела "Термины и определения" которого приведено понятие запасной части:
"запасная часть: Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия".
Кроме того, в силу пункта 4.7 ГОСТ Р 57501-2017 при подготовке технического задания на закупку услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий допускается включать в перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, принадлежности медицинских изделий в том случае, если они связаны с медицинскими изделиями, включенными в данный перечень.
Также в регистрационном удостоверении на медицинское изделие "Система лучевой терапии Unique с принадлежностями" от 06.06.2016 N ФСЗ 2012/11437, выданном "Вариан Медикал Системс Итернешнл АГ", Швейцария, перечислены принадлежности, относящиеся к нему, в числе которых нет оспариваемой заявителем запасной части.
В представленных в Омское УФАС пояснениях БУЗОО "КОД", подтверждена ошибочность включения в перечень запасных частей, используемых при оказании услуг, контейнера ионизационной камеры. Согласно пояснениям заказчика данный товар используется при оказании закупаемых услуг, ввиду чего корректным будет его указание в разделе 4 описания объекта закупки.
С учетом указанного Комиссия считает, что указание в числе товаров контейнера ионизационной камеры в каком-либо конкретном разделе одного документа "описание объекта закупки" не вводит в заблуждение потенциальных участников закупки о существе оказываемых услуг и не возлагает на них дополнительные обязанности, в связи с чем жалобу в рассматриваемой части признает необоснованной.
Общество также полагает неправомерными требования, установленные разделом 2 описания объекта закупки, в части указания в видах оказываемых услуг условия о "подключении к серверу Varian Medical Systems" (пункты 1.4, 1.33, 1.4-1.48, 1.50-1.53, 166-1.84, 2.4, 2.13, 2.14, 2.21, 2.34, 2.36-2.39, 2.50). Такие требования, по убеждению заявителя, противоречат письму Минздрава России от 12.03.2022 N 18-4/И/2-3818.
Вместе с тем Комиссия не обладает возможностью установить содержание упомянутого письма и дать ему оценку ввиду того, что оно не было приложено к жалобе, отсутствует как в справочно-правовых системах, так и в свободном доступе сети "Интернет".
При этом следует учитывать, что письмо органа исполнительной власти не является нормативным правовым актом о контрактной системе в сфере закупок, соблюдение которого является обязательным для заказчика, в частности при описании объекта закупки, в связи с чем данный довод заявителя является необоснованным.
3.2. Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона
Из жалобы ООО "Центр Атом Тех Сервис" следует, что в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно не был установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236). При этом одновременно обоснование невозможности соблюдения такого запрета на официальном сайте ЕИС не размещено. Основанием указанных выводов общества послужило то обстоятельство, что страной происхождения медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, выступают иностранные государства. Кроме того, пункт 2 раздела 2 описания объекта закупки содержит вид услуг, связанный с обновлением программного обеспечения системы дозиметрического планирования Eclipse, включая опцию настройки расчета и оптимизации планов лечения на графическом процессоре GPU c демонстрацией одновременной работы алгоритмов расчета и оптимизации на 2 (двух) рабочих станциях, включая настройку и инструктаж по использованию.
Комиссия не может согласиться с данными выводами заявителя в связи со следующим.
Согласно 2 Постановления N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Постановления N 1236, в том числе утверждены Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - Правила).
Пункт 2 Правил закрепляет понятие программного обеспечения, под которым понимается программа для электронных вычислительных машин и баз данных.
В соответствии с пунктом 2(1) постановления N 1236 для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Проанализировав положения Постановления N 1236 и услуги, выступающие объектом рассматриваемой закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что приобретаемые услуги не включают в себя предоставление прав на программное обеспечение вследствие выполнения обязательств (в том числе связанных с разработкой, модификацией, модернизацией или технической поддержкой, обновлением программного обеспечения), предусмотренных заключаемым по результатам рассматриваемой закупки контрактом.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки правомерно не содержало информацию о запретах допуска в соответствии с Постановлением N 1236, довод жалобы в рассматриваемой части признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Атом Тех Сервис" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники (Реестровый номер 230306) (извещение N 0852500000123000820).
Председатель Комиссии Заместитель председателя Комиссии Член Комиссии |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 апреля 2023 г. N 055/06/106-411/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023